Вы здесь

Рисунки во имя мира

Заголовок – это перевод названия проекта Peacepainting, благодаря которому наш регион и Норвегия обменялись художественно-миротворческими визитами. В прошлом году у нас гостили норвежские тинейджеры, а в конце мая – начале июня 2017-го ученики Ненецкой средней школы им А.П. Пырерки и аграрно-экономического техникума побывали с ответным визитом в Норвегии. Компанию составил корреспондент нашей газеты.

Организовать заграничную поездку большой группы – та еще задача. За кадром недельной поездки по Норвегии осталось множество деловых писем, документов и прочих согласований. Норвежскому Баренцеву секретариату, который стал главным финансовым звеном мероприятия, пришлось даже организовать поездку на остров Колгуев, чтобы получить у родителей и нотариально оформить разрешение на выезд двух юных островитян – Миши и Карины.

И вот уже на электронную почту приходят долгожданные билеты в страну фьордов. Самолет уносит группу в Северную столицу, где ребята получают визы, а затем в Стокгольм, Осло и Тронхейм. Несколько пересадок и пятичасовую автобусную поездку по горным серпантинам пришлось пережить, чтобы оказаться в Хаттфьелльдале, скромной деревне с населением всего 500–700 человек практически в самом центре Норвегии. В общем, вылетели мы из Санкт-Петербурга в 6 утра, а оказались на месте лишь к ужину.

 

В горной долине

На пороге саамской школы наши ребята – Сергей Тайбарей, Анастасия Слёзкина, Екатерина Вечер, Алексей Левчаков, Кристина Стетс, Богдан Канюков, Карина Варницына и Михаил Ледков – оказываются в объятиях студентов и учителей этой южносаамской школы. Встреча поистине долгожданная, участники проекта из России и Норвегии подружились друг с другом еще год назад в Нарьян-Маре.

Хаттфьелльдал – красивое и тихое местечко в горной долине неподалеку от Шведской границы, и одновременно один из оплотов южносаамского языка. Тут есть и свой саамский центр, и школа-интернат. В последней, в связи с приближающимися каникулами, мы без проблем и разместились. Деревянное, как и многие в округе, здание оказалось с богатой биографией и в идеальном состоянии (норвежцы хорошо умеют следить за деревом).

– Это грустная история, – рассказывает на хорошем английском преподаватель саамской школы Рой Арнэ. – Во время оккупации немцами многие здания в нашей деревне были возведены силами русских военнопленных, которых затем расстреляли. В память о них на кладбище установлен мемориал. Виной тому – стратегический аэродром, развернутый в этом месте для бомбежек прилегающих стран и территорий во время Второй мировой. Здание, в котором мы находимся, изначально было построено для офицеров Люфтваффе, потом в нем располагалась гостиница, теперь – школа.

Сейчас сюда приезжают дети саамов, живущих в этой части страны. Они проводят в школе не весь год, а лишь его часть. Здесь нет общеобразовательных предметов, академические часы посвящаются саамскому языку и культуре. Причем преимущественно – в интерактивных формах. Чтобы охватить самые отдаленные населенные пункты применяется дистанционное обучение.

Рой Арнэ также рассказал, что к учителям норвежские дети относятся проще, чем в России.

В школе отношения вообще скорее семейные, ведь многие педагоги приходятся своим подопечным близкими или дальними родственниками.

Пока мы беседуем, наши ребята размещаются в уютных номерах, иначе комнаты школы-интерната, оформленные в традициях минималистичного скандинавского дизайна, язык не поворачивается назвать. После небольшой экскурсии по деревне долгий дорожный день заканчивается посиделками в саамском чуме – с костром, горячим чаем, мороженым и испеченным к нашему приезду тортом.

 

Фломастеры – разные

Второй день в Норвегии стартует с места в карьер. Приехала идейный вдохновитель и создатель проекта «Рисунки во имя мира». Катрин Гангст раскладывает цветастые войлочные шарики на столике, вокруг которого рассаживаются участники мастер-класса.

– Основная идея нашей встречи – понять, что все люди в мире хотят одного и того же, – объясняет она. – Вся палитра этих цветов внутри нас, и с ее помощью мы можем понять себя и других людей. Все мы хотим есть, жить в безопасности, изучать, фантазировать, создавать, любить и быть любимыми. Сегодня вы можете рисовать все, что хотите. Так что будьте сами собой!

Чтобы настроить на творческий лад, Катрин предложила ребятам выбрать по одному цветному шарику на столе и объяснить, почему их настроению сегодня сопутствует именно этот оттенок.

– Я выбираю фиолетовый, для меня это цвет дружбы, – делает выбор Карина Варницына, когда до нее доходит очередь.

– Дружба! Мне кажется дружба – это самое главное условие для мира на земле. Друзья всегда сохранят его, – с энтузиазмом отзывается Катрин.

Так ребята стали наделять свои холсты цветами и красками. Сергей Тайбарей изобразил некое существо на зеленом фоне с впалыми глазами и рваным ртом. Назвал экспрессивно: «Лицо войны – гнев порождает уродство». А работа Алексея Левчакова «Красота природы» своими густыми мазками чем-то напомнила Ван Гога.

– Это моя самая любимая часть проекта, – говорит Катрин. – Ребята рисуют интуитивно и делают подписи к своим работам. Те становятся короткими, но сильными посланиями для общественности. Дети понимают, что все люди едины, у них нет различий. Вырастая, мы это забываем. Поэтому здесь дело не столько в качестве рисунков, сколько в самовыражении.

 

Слово обретает цвет

На горе за школой – центр саамской культуры, стилизованный снаружи и изнутри под лааву (по-саамски – чум). Там мы наблюдаем, как норвежские школьники осваивают саамскую культуру – мастерят различные поделки, изготавливают традиционные национальные элементы одежды и бытовые предметы. Естественно, пробуем свои силы и мы: одна половина группы делает игольницы, другая – амулеты из оленьей кости.

Пока все заняты, улучаю момент поговорить с Катрин Гангст.

– Этот проект стартовал на местном уровне десять лет назад, – делится она воспоминаниями. – Спустя два года мы начали международные мероприятия, ведь это было нашей главной целью – распространить миролюбивое настроение, не взирая на границы. С самого детства я все видела в цвете, каждое слово, каждый звук и букву. И это ощущение хотела передать другим.

Явление, которое описывает Катрин, называется графемно-цветовой синестезией. Это нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной (познавательной) системе человека ведет к автоматическому, непроизвольному отклику в другой. Так цифры или буквы для нее становятся окрашенными.

– Моими интересами всегда были дети, искусство и мир во всем мире, – продолжает Катрин. – Так в моей голове они соединились в одну идею, один проект. Финансовую поддержку для него мы ищем везде, где можем, это не совсем просто. Но Норвежскому Баренцеву Секретариату эти идеи нравятся, и сейчас идет четвертый совместный проект: вторая поездка жителей НАО в Норвегию. До этого мы дважды были в Нарьян-Маре, в 2012-м и 2016 году. Прекрасно, что такое культурное взаимодействие продолжается.

 

Экология в приоритете

Во второй половине дня мы отправляемся посмотреть, как работают знаменитые норвежские рыбозаводчики. Хотя увидели мы нечто иное – горную эко-ферму Сэтерстад и ее хозяев Кнюта и Сири.

Хозяйство оказалось весьма разноплановое. Есть козы и свиньи, функционирует своя пекарня, небольшой гостиничный комплекс и ресторан. Летом сюда приезжают за красивыми пейзажами и рыбалкой, а зимой – покататься на горных лыжах. Но самый интересный объект – наземное лососевое хозяйство, одно из первых в стране. Здесь выращивают рыбу породы голец.

– Мы используем горный ручей, который течет сюда с высоты 70 метров, – рассказывает фермер. – Его вода все время циркулирует в этих больших чанах диаметром до 10 метров, где мы выращиваем около 20 тонн лососевых в год. Плюс, постоянный поток воды также позволяет нам генерировать электричество. Мы используем энергосберегающие технологии, чтобы сократить влияние на природу.

Любопытно, что домашние сыры хозяйства Сэтерстад отличаются низким содержанием соли, отчего их вкус кажется более естественным и нежным. Голец, конечно, имеет менее насыщенный вкус, чем наша семга. Хотя в копченом виде он уже интересней – тут низкое содержание жира (по сравнению с семгой) идет на пользу.

После дегустации весьма кстати пришлась небольшая прогулка вдоль второго самого большого озера Норвегии – Рёссватн. Поражает, что на его побережье, в столь живописном месте, жилые постройки можно встретить всего раз на полкилометра. Такие домики – олицетворение медитативного покоя Скандинавии.

Все эти отдаленные и немногочисленные деревушки и поселения соединяют однополюсные дороги. Разъехаться на такой транспортной артерии с крупногабаритным транспортом можно благодаря расширенным участкам проезжей части, устроенным через каждые 100–200 метров. Да и к самим водителям в Норвегии предъявляются очень высокие требования. Надо сдать кучу экзаменов на вождение в разных погодных условиях и раскошелиться на кругленькую сумму. Посему уровень водителей здесь на порядок выше. Статистика говорит сама за себя – на дорогах Норвегии в год гибнут 150 человек (население 5,3 млн) против 23 тысяч у нас, в России (население 146,8 млн).

 

Путешествие продолжается

Третьи сутки стали рекреационными. Лишь после обеда группа выбралась в город на экскурсию и по магазинам. А вечером, чтобы поприветствовать иностранных гостей, в школу заглянул глава администрации Хаттфьелльдала – Харальд Лае.

– Приятно, что мы можем обменяться визитами, узнать друг друга, – комментирует он корреспонденту «НВ». – Искусство – очень хорошая форма коммуникации, ведь изучить языки друг друга куда сложнее. Мне интересно смотреть на картины ребят, попытаться понять ощущения молодежи и их мысли.

Харальд не мог не вспомнить про связь Хаттфьелльдала с Россией.

– Мы чтим память советских солдат, которые принесли мир на нашу землю ценой своих жизней. 17 мая в День конституции мы возлагаем цветы к мемориалу на месте их расстрела. В этом контексте такой миротворческий проект с Россией приобретает особое значение, – заключает глава администрации.

Заканчиваются последние часы в стенах южносаамской школы. Юные нарьянмарцы и саамы отправляются в комнату отдыха – сыграть пару дружеских партий в бильярд и аэрохоккей.

Интересно смотреть, как происходит такое общение. Зная всего несколько фраз на английском, ребята умудрялись и поговорить, и о чем-то договориться. Постепенно они раскрываются друг другу.

Полярный день в горах перетекает в легкие сумерки, а общение – на улицу. Там, сойдясь во вкусах, парни устраивают товарищеский матч: Лаара и Патрик сражаются на одном футбольном поле с Богданом и Алексеем. Позицию вратаря, играющего за обе команды, занимает колгуевец Миша. Неподалеку общаются девочки-норвежки Сара, Сака и Аннелайла, о чем-то беседуют с Кариной, тоже уроженкой Колгуева. Нагулявшись, ребята делают много совместных фотографий на память…

На этом наше пребывание на континентальной части Норвегии завершается. Мы отправляемся штурмовать один из нескольких тысяч островов побережья. Но об этом – во второй части материала.

 

Продолжение в ближайших номерах «НВ»