Вы здесь

Тетради жизни

Изучение рукописей требует внимательности и кропотливости / Фото автора

Жительница НАО передала в музей рукописи отца

Это дневники-наблюдения жителя Тельвиски Николая Банина.

Дочь Николая Сидоровича, Валентина Николаевна Шевелёва, передала музею рукописи отца: девять толстых тетрадей, 30 лет записей (с 1962 по 1990 год), наблюдений за погодой, ледоходом, рыбалкой, данные о родившихся и умерших, пожарах, свадьбах... Настоящая летопись села.

– С Валентиной Николаевной мы давно знакомы. Она нам активно помогала с работой над  нижнепечорской кухней и другими проектами. Рассказала про дневники отца, принесла, чтобы мы их исследовали. Только попросила одну тетрадь оставить ей на память об отце, его почерке… Года три у меня эти тетради лежали, никак до них не могла добраться. Были мероприятия, выставки. Наконец в этом году решила погрузиться в эту работу, – рассказывает научный сотрудник музея-заповедника «Пустозерск» Евгения Ариштович.

Перед тем как мы перейдём к рассказу о музейном исследовании, отметим два важных факта в этой истории. Первый – древний род Баниных известен в Тельвиске с XVII века и продолжает жить на своей земле. Второй – Николай Сидорович родился в 1903 году, а умер в 1992-м. Уже только в этих датах заложена сложнейшая драматургия судеб. Человек родился в Российской империи, прожил жизнь в Советском Союзе, а умер в новой России 90-х. Одна жизнь промчалась сквозь три эпохи. Но вернёмся к нашим тетрадям.

– Он начал писать в возрасте 59 лет, выйдя на пенсию. В первые годы записей Николай Сидорович больше событий описывал: какие фильмы выходили, особенности жизни села, праздники и другие значимые даты. Писал более ярко, насыщенно. С возрастом тексты становились строже и лаконичнее. Только по делу – информация по куропаткам, рыбной ловле, ледоходе, – рассказывает Евгения.

Информацию о ледоходе Николай Сидорович фиксировал ежегодно. Потом делал сводные таблицы. Указывал время прохождения ледохода, подъёмы воды и периоды ледостава. Описывает ловлю куропаток: как ловили, где и сколько, сколько утащили лисы и совы. Подробно описывал участки рыбной ловли, даже делал картографические зарисовки. Так как главным занятием жителей Нижнепечорья было рыболовство, рыбачили в течение всего года все: мужчины, старики, женщины и даже дети. В записях подробно описано, когда ходили за зельдями, а когда за сёмгой. Как и на что ловили. Есть свидетельства и безрыбья.

Одно из наблюдений Николай Сидорович проводил за ростом сосны, которую привёз в 1974 году с бора из-за Городецкого озера и посадил у себя во дворе. Наблюдал за ней 13 лет. За этот период сосенка хорошо прижилась и выросла с 25 см до 1 метра 80 см (в среднем по 12 см в год).

– Я прочитала все тетради. Делала заметки. Записи Николая Банина помогают нашим фенологическим наблюдениям, которые мы сейчас проводим: глубина снега, когда первые птицы прилетели, движение ледохода. Есть возможность сравнить, какие изменения происходят за эти годы. Сейчас готовлю материалы для доклада по записям Николая Сидоровича, который представлю на сентябрьской конференции в Нарьян-Маре «Музей. Город. Регион», – отметила Евгения Ариштович.

Для специалиста это первый масштабный опыт работы с рукописями. Правда, трудно было разобрать почерк.

– Когда взяла первую тетрадь, это был ужас. Я вообще не понимала, как прочитать слова. Звонила местным, узнавала, что может значить то или иное слово. А последние тетради уже читала бегло, могла понять всё. Чем больше читала, тем больше погружалась в судьбу автора. Он что-то пишет, пишет, а потом: «Упал. Повредил руку». А я про себя думаю: «Ну ё-маё, как же так». Начинаешь переживать за человека, прочитав 30 лет его жизни. Или может быть запись: «Погода -35. Сегодня бездельничаю». Сразу с улыбкой такое воспринимается, – рассказывает музейщик.

В такие моменты за записями начинает проявляться настоящий, живой человек.

– При чтении проникаешься духом того времени. Каждый жил в труде: силки проверить, дрова, рыба – это обязательно, как на работу. Это мы привыкли: в магазин сходил, купил всё, что нужно, времени куча. А там всё совсем по-другому. Иной уклад жизни, – отмечает Евгения.

На странице музея-заповедника «Пустозерск» ежемесячно выходят посты, посвящённые рукописям Банина, эта работа продолжится до декабря текущего года.

– Когда выложила пост по ледоходу, одна женщина написала, что была знакома с Николаем, хорошо его помнят в селе. Другая написала, что её отец из Коткино тоже вёл такие дневники-наблюдения. Написала ей, можно ли их нам тоже изучить. Обещала привезти. Здорово, если у людей остались такие записи от родителей, бабушек, дедушек и они могли бы с нами поделиться. Необязательно сдавать их в музей, а просто принести нам на время. Оттуда можно много интересного почерпнуть для нашей общей истории, – заключила Евгения.

Если у вас остались рукописи от ваших родных и вы готовы с ними поделиться, свяжитесь с Евгенией Ариштович по номеру 4-50-99.