Вы здесь

Династия колхозников Кисляковых

Леонид Никифорович с супругой Тамарой Аркадьевной (справа) и родственницей / Фото из семейного архива героя публикации

День рыбака – особенный праздник для большинства жителей нашего округа. Ведь для северян рыбалка – это не развлечение или отдых, а нелёгкий труд, а для кого-то – смысл жизни

Весь трудовой путь Леонида Никифоровича Кислякова связан с рыбодобывающей отраслью, развитие которой красной нитью проходит через всю историю региона.
Первое место работы моего собеседника – колхоз «Красное знамя», там он трудился с пятнадцатилетнего возраста. С тех пор не менял род деятельности.
Когда Леонид работал в оленеводческом колхозе «Харп», им руководил Григорий Максимович Кисляков.
– При нём рыбы добывали побольше, чем многие рыболовецкие колхозы того времени, – вспоминает Леонид Кисляков.  – Развивалось оленеводство, рыбодобыча, животноводство и другие направления деятельности. В то время колхозы отвечали практически за все сферы жизнедеятельности. Большинство электростанций, коммуникаций, зданий – наследство колхозов, которые работали в том или ином муниципальном образовании.
В «Харпе» же трудилась и супруга Леонида Никифоровича – Тамара Аркадьевна. Женщина заведовала фермой и настолько увлеклась работой, что даже после перевода мужа на должность руководителя несского колхоза «Северный полюс» не согласилась заняться чем-то другим.
– Я ей другую работу предлагал, но она снова пошла на ферму, – рассказывает Леонид Никифорович. – Трудилась с раннего утра и до позднего вечера, бывало, и ночью поднимали.

Детей воспитали личным примером

Отношение родителей к труду переняли и сыновья – близнецы Михаил и Николай. С самого раннего возраста они были надёжной опорой матери и помощниками отцу.
– Когда парни учились в четвёртом классе, я уже тогда брал их на сенокос, где они работали, управляя механическими косилками, – говорит Леонид Никифорович. – Да и потом, когда переехали в Несь, ребята каждое лето выезжали на луга. Они ведь жили в деревне, к труду были приучены. Никаких протестов по этому поводу никогда не слышал, наоборот, им было интересно заниматься полезным делом, чему-то научиться, ездить, например, на снегоходе.
Обучение навыкам, передача опыта и знаний – в этом Леонид Никифорович видит задачу отца. Что до воспитания, то это целиком и полностью заслуга матери, считает мой собеседник. При этом он не скрывает гордости за то, какими выросли дети. Сыновья пошли по пути отца и сегодня возглавляют промышленные предприятия. Николай руководит СПК «Северный полюс», а Михаил – СПК РК «Заполярье».

Полтысячи тонн в хороший сезон

Самая значительная часть жизни Леонида Никифоровича прошла в Неси, где он возглавлял крупнейший рыболовецкий колхоз «Северный полюс». Это было отраслевое хозяйство, где вели прибрежный морской промысел. За сезон бригады ловили до пятисот тонн наваги, которую в то время регулярно вывозили на самолётах.
– Бывало, когда в воздухе висело до 15–17 самолётов Ан-2, – рассказывает Леонид Никифорович. – Эту картину можно было увидеть по всему полуострову Канин, где мы работали. Вывоз продукции полностью обеспечивал Мезенский рыбокомбинат, тогда была хорошо налажена договорная система. На рыбалке обычно занято было более сотни человек. Схема рыбодобычи прибрежного лова была хорошо отработана. Люди осенью уходили на рыбалку до февраля-марта, потом возвращались, отдыхали и готовились к сенокосу. Кого-то из рабочих мы ставили на рубку леса и другие работы.
Производственных задач у колхозников в те годы хватало. Кроме рыбодобычи, «Северный полюс» занимался всеми сферами жизни, которые есть в деревне: это и коммунальное обслуживание, лесозаготовка, строительство, содержание электростанции. Потом настали тяжёлые времена – лихие девяностые.

В режиме выживания

В период этой разрухи у рыбокомбината не было средств, чтобы арендовать вертолёты.
– Ещё лет пять мы вывозили продукцию самостоятельно, на вертолётах Ми-6, пока у колхоза были деньги, сами занимались сбытом. Но пришло время, когда и у нас с финансами стало совсем плохо. Проблемы начались и у авиаторов с покупкой топлива, запчастей, – вспоминает Леонид Никифорович.
Люди не понимали, что происходит. Это было самое тяжёлое время, не столько физически, сколько психологически. Невыносимо было видеть, как рушится колхоз, на развитие которого ушли лучшие годы жизни. Надо было в то же время объяснять людям, успокаивать, обнадёживать…
– Что тут можно придумать? Денег не было, – сетует он. – Бюджетники получали у нас продукты в магазине под запись, а сами зарплату не получали по несколько месяцев и с трудом рассчитывались. Мы занимались бартером: рыбу увозили в Архангельск, там сдавали в систему лагерей, получали спецодежду или ещё что-нибудь, но это тоже не спасало.
Постепенно народ стал собственную инициативу проявлять, кто-то ушёл в бюджетные организации. Со временем ситуация стала меняться к лучшему. Несмотря на все трудности, колхоз удалось сохранить.
– Сейчас его возглавляет Николай. Кроме рыбодобычи, занимаются строительством, ремонтами. Недавно в Шойне построили административное здание. Раньше администрация находилась в двухэтажном старом доме, где было очень холодно и некомфортно работать. Наши колхозники за четыре месяца практически с нуля возвели объект. Думаю, что многие из тех, кто сегодня берётся за строительство, строили бы его года два, а то и не возвели вовсе. А они взялись и сделали! – с гордостью говорит Леонид Никифорович.

Не только зарабатывать, но и помогать людям

Михаил, как руководитель колхоза «Заполярье», кроме хозяйственной деятельности занимается содержанием дороги, которая идёт от Нижней Пеши до Волоковой. Автору этих строк доводилось передвигаться и оценить её отличное состояние в любую погоду. В своё время дорогу построил колхоз «Путь к коммунизму» практически за свой счёт и всё время поддерживал. Финансов на эти цели никогда не выделялось. В те времена было как: колхоз есть, значит он и должен вести хозяйственную деятельность.
Руководитель «Заполярья» поначалу год за годом также выделял деньги из бюджета колхоза на содержание дороги. В то же время ситуация с морским уловом ухудшалась, совершенствовалось и усложнялось законодательство. Он обратился в Совет Заполярного района с тем, чтобы бюджет взял на себя расходы по содержанию дороги, поскольку у колхоза средств не хватает. Тем более что дорога постоянно нужна жителям Заполярного района. Поначалу это восприняли без особого восторга, но после того, как обращение поддержали и глава муниципального образования, и местные жители, депутаты всё-таки включили расходы в бюджет Заполярного района.
Сейчас в планах СПК РК «Заполярье» построить несколько домов для оленеводов, уже завезены материалы.
– У Михаила всего одна бригада оленеводов, куда входят только мужчины,– рассказывает Леонид Никифорович. – Они все из деревни Волоковой, руководит ребятами Василий Хатанзейский. Не знаю, что будет дальше с оленеводством, поскольку люди не идут работать в эту отрасль. И это основная проблема.

Превзошли своего родителя

Руководить колхозами намеренно мой собеседник детей не готовил. Настаивал лишь, чтобы ребята получили образование.
– Сказал, поступайте куда нравится, заниматься надо тем, что по душе, – вспоминает отец. – Вначале они поступили в педагогический институт на мастеров производственного обучения, три года проучились нормально, потом, чувствую, пропадает у них интерес. А в то время в медицинском университете, в Архангельске, открылся институт менеджмента. Решили перейти. Так они и отучились на управленцев. Потом оба поработали в Архангельске. Николай – начальником отдела снабжения рыбколхозов округа, а Михаил был директором объединённого холодильника всех 18 рыболовецких колхозов Архангельской области.
В 2002 году ему предложили возглавить СПК РК «Заполярье», а через три года председателем колхоза «Северный полюс» стал Николай.
По словам Леонида Кислякова, времена были не стабильные, но близнецы взялись за дело серьёзно и с большой ответственностью.
– Я сразу смекнул, молодые мыслят по-другому. Мы-то выросли при социализме, они совсем в иных условиях. Могу сказать, что по уровню управления, хотя и хозяйства сейчас совсем другие, они своего отца превзошли.