Вы здесь

Командир штурмовой эскадрильи

Кибардин Николай Борисович. 1945 г. / Фото предоставлено автором

В истории нашего округа много героев Великой Отечественной войны. В основном это пехотинцы, артиллеристы, танкисты.

Лётчиков сравнительно мало. Один из них – пилот штурмовой авиации Николай Борисович Кибардин, уроженец башкирского города Белебей. 

 

В заполярный драмтеатр 

 

В 1938 году вместе с семьей он приехал служить искусству в Нарьян-Марский драматический театр. Его мать Валентина Анисимовна Анидрабик (псевдоним Кибардина – наоборот) была одной из ведущих актрис, прекрасно декламировала стихи и сказы, была близкой подругой Маремьяны Голубковой. 

К этому времени молодой актёр завершил учёбу в техникуме, отслужил в армии (1936-1938), обзавёлся женой и двумя детьми. 

В августе 1941 года, в самом начале войны, Николая Борисовича снова призвали в ряды Красной армии. 

 

Командир «летающего танка»

 

Кибардин прошёл годичное обучение в военной авиационной школе и в августе 1942 года прибыл служить в 289-й штурмовой авиаполк. 

Полк этот был не совсем обычным и формировался по штату 015/282 – как полк «охотников». Лётчики 289-го ШАП прошли специальную подготовку для действий на предельном радиусе и в сложных метеоусловиях. На Западном фронте они работали в основном по железнодорожным составам на перегонах и станциях, уничтожали колонны на дорогах. 

Наш земляк стал командиром знаменитого штурмовика Ил-2 – остроносого, ширококрылого, с мощным обводом хвостового оперения. Его по праву называли «летающий танк» – летчик помещался в бронекорпусе, фонарь кабины монтировался из бронестекла. Общая масса брони составляла почти 800 кг. 

Штурмовик был «зубаст»: две крыльевые пушки ВЯ калибра 23 мм с боезапасом по 150 снарядов на пушку, два крыльевых пулемёта ШКАС калибра 7,62 мм – с боезапасом по 750 патронов на пулемёт, в бомболюках четыреста килограммов авиабомб, под плоскостями – восемь реактивных снарядов РС-82. 

Николай Борисович начал свой боевой путь на Западном фронте в феврале 1943 года. Старший сержант Кибардин, командуя звеном Ил-2, отличился в первых вылетах 23 февраля 1943 года, когда вместе с товарищами подавил огонь трёх артбатарей, прямым попаданием РС взорвал склад с горючим, а в третьем вылете, действуя как истребитель, отбил атаку немецких охотников на истребителях Фокке-Вульф-190. 

 

Орден Красной Звезды

 

На следующий день он совершил два боевых вылета, уничтожив прямым попаданием бомб вражескую артбатарею и зенитные установки. 

За четыре дня, с 7 по 10 марта, старший сержант Кибардин выполнил ещё семь вылетов, уничтожив вместе с товарищами несколько танков и автомашин, подавив огонь нескольких артбатарей противника. 

Были проведены два воздушных боя с немецкими истребителями, в которых он успешно прикрыл своих товарищей. Первые 12 вылетов научили его многому: осмотрительности, хладнокровию, умению быстро принимать решение. 

Уже 27 марта 1943 г. командование отметило отважного пилота первой наградой – орденом Красной Звезды. 

 

На волосок от смерти

 

В апреле полк получал новые двухместные Илы и в мае вернулся на фронт, на орловское направление. В июле-августе 1943 года младший лейтенант совершил 17 боевых вылетов, обрушив на врага 3900 кг авиабомб, 44 РС-132, 3200 снарядов ВЯ и патронов ШКАС 5700. 

В результате его боевой деятельности уничтожено несколько артиллерийских и зенитных батарей, сожжено десятки автомашин и повозок, взорван эшелон с горючим. Причём все вылеты проходили в зоне сильного зенитного огня противника. 

7 августа 1943 года, атакуя железнодорожный полустанок Добромино, обстрелял классные вагоны и цистерны. Невзирая на огонь зениток, сделал второй заход и взорвал эшелон с боеприпасами и горючим. 

«Доковылял» до аэродрома едва-едва – в его Иле насчитали 21 пробоину. 

9 августа 1943 года Кибардин снова был на волосок от смерти. Тогда он вылетел с напарником на разведку и был атакован четвёркой истребителей Фокке-Вульф-190. Растеряйся он лишь на секунду, и немцы сбили бы его, но Кибардин прижался к земле и, маневрируя с напарником, отбил все атаки немецких «охотников». 

6 сентября 1943 года Н.Б. Кибардина наградили орденом Красного Знамени.

 

Треугольники родным

 

А в Нарьян-Маре жила его семья – мать, жена и дети. Сюда он высылал свои письма-треугольники и продаттестаты. 

В феврале 1944 года командование 289-го авиаполка обратилось с ходатайством в горисполком об оказании помощи семье офицера Кибардина – детям требовалась одежда и обувь.

В то время Николай Кибардин – уже заместитель командира эскадрильи, лейтенант. За его плечами – 48 боевых вылетов, 48 встреч со смертью. 

Полк участвовал в знаменитой операции «Багратион», в ходе этого наступления он совершил 19 успешных боевых вылетов. Командование отмечало: 

«В бою смел, находчив и расторопен. Умело маневрирует на поле боя. Не было ни единого случая невыполнения боевого задания. Летает ведущим в сложных метеоусловиях… Хороший боевой товарищ. На цель выходит по несколько раз». 

 

Мастер противозенитного манёвра 

 

Теперь он водит в бой шестерки и восьмерки «горбатых», и весь огонь зенитчиков, пулеметчиков нацелен на него. 

Отвернёт, струсит, уйдет с боевого курса – насмарку весь удар. Но Кибардин бил врага расчётливо – сначала бомбовый удар, затем – ракетный, а потом «причесывал» из пушек и пулемётов, оставляя на земле искорёженные орудия, горящие автомашины и вагоны, убитых и раненых солдат и офицеров вермахта. 

11 июля 1944 года командование 16-й Воздушной армии наградило отважного лётчика орденом Отечественной войны 2-й степени.

Осенью 1944 года 289-й ШАП после пополнения людьми и техникой отправился сражаться в Польшу. К этому времени старший лейтенант Николай Кибардин – один из самых опытных лёчиков. 

Командир полка отмечал в боевой характеристике: 

«Тов. Кибардин является мастером противозенитного манёвра, одновременно обладает большой военной хитростью». 

Например, 9 июля 1944 года он, возглавляя восьмёрку Илов, заметил немецкую колонну, но сделал вид, что не засёк противника, пролетел дальше в тыл врага, сделал стремительный разворот – и нанёс мощный удар. Шесть подбитых танков и десять грузовиков – результат этой атаки! 

 

Четвёртый орден

 

9 сентября 1944 года его группу пытались взять в клещи две пары «охотников» Bf-109, но Кибардин приказал сомкнуть строй, спикировал вниз, перешёл на бреющий и успешно вывел восьмёрку из-под удара. За совершённые 18 вылетов в декабре 1944 года его наградили четвёртым орденом Отечественной вой­ны 2-й степени.

В январе 1945 года Николай Кибардин был назначен командиром эскадрильи, одновременно получив воинское звание «капитан». С началом Висло-Одерской операции он совершил три боевых вылета, уничтожая технику и живую силу противника. 

Вал советского наступления катился к Берлину, и лётчики наносили страшные удары. Эскадрилья Кибардина, атакуя 19 января 1945 года станцию Вилленберг, «перешла на бреющий полёт и начала уничтожать живую силу и технику противника на улицах города. Лётчики и воздушные стрелки стреляли до полного израсходования боеприпасов»

 

69 боевых вылетов в дело Победы 

 

С февраля 1945 года капитан Кибардин был отправлен в качестве офицера станции наведения и руководил ударами своего полка. К концу войны советское командование старалось сберечь опытных офицеров. 

18 апреля 1945 года нашего героя наградили пятым орденом – Красного Знамени с цифрой 2 на щитке. На заключительном этапе войны 289-й ШАП участвовал в штурме Кёнигсберга и взятии Берлина.

Это фото сделано в победном мае 1945 года. Капитан Кибардин улыбался – война завершилась, фашистская Германия капитулировала. 

Его 69 боевых вылетов внесли свою лепту в дело Великой Победы. Полк потерял с 1942 по 1945 год 79 штурмовиков Ил-2. 

Ему везло: ни разу не был сбит или ранен. За взятие г. Кезлин Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 05.04.1945 года 289-й ШАП был награждён орденом Красного Знамени, полк получил 17 благодарностей Верховного Главнокомандующего. 

После окончания войны майор Кибардин продолжал службу в ВВС, его наградили медалью «За боевые заслуги» в 1951 году. 

Как и многие офицеры-фронтовики по хрущёвскому сокращению был отправлен в отставку. Дальнейшая судьба его неизвестна.