Ненецкий автономный округ присоединился к проекту «Медвежий патруль»
В арктических школах провели уроки, посвящённые белому медведю. На одном из них в школе №3 побывал наш корреспондент.
В качестве разминки-загадки. Кто оставляет мокрый след? А вот и не угадали – не бобёр, тот оставляет один сплошной мокрый след от своего широкого хвоста, а вот белый медведь – в десяточку!
Между прочим, я бы тоже угадал, но чуток попозже ребят – у них-то, пяти-шести-семиклассников, реакция побыстрее будет!
Кстати, героя урока дети узнали сразу – и по одному лишь силуэту. Неудивительно: белый медведь был известен ещё первобытному человеку, сохранились его изображения в наскальных рисунках древних художников. Популярности белому медведю не занимать – знаменитый малыш Умка, герой мультфильма – тоже белый.
Но – к делу. На экране – характеристика героя встречи, этого самого арктического бродяги, весьма похожая на тактико-технические характеристики универсального солдата. Посудите сами: длина тела достигает трёх метров; масса – 700 килограммов (для сравнения: взрослая лошадь весит в среднем 500 килограммов); скорость плавания – 6 километров в час, превышает в полтора раза скорость пешехода; под водой находиться может более двух минут...
Чрезвычайно удачно приспособился белый мишка к жизни в ледяной арктической пустыне: широкие лапы позволяют не проваливаться в рыхлый снег, густая шерсть хорошо согревает и не промокает в воде. Может долгонько бродить по льдинам в поисках редкой добычи, но такое бесплодное занятие его слабо вдохновляет, а потому всегда готов обрушиться со всей мощью своею на всё, что движется и излучает тепло...
Потому и крайне опасен именно белый медведь, хищник по паспорту и поневоле, наш-то лесной бурый мишка при встрече в лесу ещё сто раз подумает, прежде чем подчиниться охотничьему инстинкту: а стоит ли овчинка выделки, а, может быть, обойдусь корешками да ягодами – целее буду?
Нет, белый медведь размышлять-прикидывать не будет... Одним ударом мощной лапы может оглушить белугу весом в тонну и выбросить её на льдину, может часами поджидать у проруби нерпу – подышать-то она всё едино вынырнет когда-нибудь!..
Но и с такими убойными «тактико-техническими характеристиками», приличествующими даже и бронемашине, не гарантирован белому медведю обед в ледяной пустыне порой месяцами: окажется день за днём, на беду его, белуга быстрее; тюлень мудро заготовит-продышит совсем не ту отдушину, где его караулит мишка; и – с каждым днём слабеющий от голода хищник, которому необходимо полноценное меню для всех его семи центнеров убийственных мышц – просто погибнет от голода...
А прибавьте сюда браконьеров с их современными ружьями, ухудшение экологии в Арктике и... И поймёте, почему во всём мире, по подсчётам учёных, белых медведей осталось всего 20 тысяч особей. Объектом охоты он не является, занесён в Красную книгу.
Уроки в рамках проекта «Медвежий патруль» в Нарьян-Маре провели для учеников 5–9-х классов в школе №3. В просторном актовом зале присутствовали более восьми десятков мальчиков и девочек. На уроке школьникам рассказали, почему белый медведь является ценным видом животного и находится под охраной не только в России, но и в мире. А также ребята узнали, как люди могут мирно сосуществовать с животным в ареале его обитания.
– Освоение Арктики идёт полным ходом, а значит, неизбежны контакты человека с белым медведем. Поэтому образовательная работа с жителями разных возрастов и особенно со школьниками будет вестись в рамках проекта на системной основе, – подчеркнул координатор проекта «Медвежий патруль» от АНО «Чистая Арктика» Александр Марков.
Этот проект инициировала руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светлана Радионова и его поддержал Президент Российской Федерации Владимир Путин. Проект стартовал в начале года во всех арк-
тических регионах, где обитает белый медведь. Оператором стала АНО «Чистая Арктика».
Спасаясь от голода, арктический хищник часто выходит к человеческому жилью, и здесь уже возможны так называемые «конфликты» зверя и человека. Как вести себя в таких случаях, что делать и чего не делать категорически, какие правила обязательно нужно соблюдать туристам во время путешествия в Арктике?
Об это рассказали ребятам на уроке в рамках проекта «Медвежий патруль», разработанном специалистами ФГБОУ ДО ФЦДО Министерства просвещения Российской Федерации.
«Конфликт» голодного зверя и человека. Когда слышишь это, невольно возникает картинка довольно-таки идиллическая: поспорили милый медвежонок Умка с мальчиком Петей Васечкиным из-за конфетки «Мишка на Севере». Петя плачет, Умка губы надул – обижаются... Употребить слово «конфликт» для обозначения встречи человека и зверя мог не тот, кто последствий такой встречи не видел (и слава Всевышнему, что не видел), но тот, кто представить себе не может... Вы ещё «временным недоразумением, необоснованно возникшим недопониманием» или «случайным несовпадением интересов» милого мишки и человека назовите...
А помните детский стишок: «Эй, не подходите слишком близко – я тигрёнок, а не киска!». О том же, понятно и доступно для детей, но без глупой этой модной толерантности: «конфликтная ситуация»... Да не будет никакого конфликта, просто загрызёт человека зверь в мгновение ока, как это, к сожалению, и случалось уже в посёлке на Таймыре.
Старожилы рассказывают, что бывало и ранее, заходил зверь в посёлок, но тогда собаки ездовых и охотничьих пород, во множестве свободно бродящие по посёлку в ожидании поездки хозяина на охоту и обладающие врождённым инстинктом защиты жилища, мигом всей сплочённой стаей нападали на зверя.
Разумеется, никакая собака не противник белому медведю, но целой стаей ловкие и сплочённые псы прогоняли зверя, не терпящего шума. На вопрос, почему же этого не произошло в тот трагический день, старожилы ответили прямо: «Так мы теперь на снегоходах ездим, и охотничьих собак заменили постепенно домашние питомцы, которые, зачуяв медведя, инстинктивно первыми и попрятались»...
По окончании поучительного урока организаторы вручили всем ребятам сладкие подарки. Расходились школьники, весьма впечатлённые увиденным на экране и услышанным от лекторов, вооружённые знаниями. Знаниями, которые являются залогом в наших арктических посёлках: обитающий в Арктике и оставляющий мокрые следы на льдине не оставит кровавые следы в местах проживания человека.