Вы здесь

Праздник на краю земли

День оленя глазами старшеклассницы

Традиционный северный праздник День оленя в числе первых отмечали оленеводы и чумработницы семейно-родовой общины «Канин». На месте традиционного кочевья собрались представители сразу нескольких бригад общины. В мероприятии принял участие губернатор НАО Игорь Кошин. Он прилетел на праздник со своими коллегами, чтобы все вопросы, которые есть у местных жителей, были компетентно и оперативно решены.

Мудрость тундры

Лично для меня эта поездка стала настоящим открытием. Ведь никогда раньше я не летала на вертолете и не любовалась из иллюминатора бескрайними просторами северной тундры. Никогда не задумывалась о том, насколько прост и в то же время мудр ненецкий быт. Передо мной впервые предстала живая картинка: дети-школьники, которые приезжают на каникулы в тундру к родителям, развлекаются здесь северными играми. Подражая взрослым, учатся тынзеем ловить оленей. Ребята чуть постарше прыгают через нарты. Они так забавно и умело подгибают ноги в прыжке, что невольно задумываешься: «А где они так научились?» Хотя ответ ясен – в родной Канинской тундре!

На самом деле, всегда думала, что эти игры были актуальны для детей кочевых народов очень и очень давно, а рассказывают о них в СМИ сегодня лишь затем, чтобы подчеркнуть незаурядность малых народов. 

И тут для меня развеялись сразу два мифа. Во-первых, эти игры до сих пор передаются из поколения в поколение, а во-вторых, жизнь тундровиков разительно отличается от жизни горожан. 

Еще одним открытием стало то, что до этой поездки я просто не понимала быт чумработниц и оленеводов, не знала, насколько трудоемко их большое хозяйство. Мне представлялось, что для ненцев и коми оленеводство – своего рода хобби. А оказалось, это их стиль жизни. Это и есть их жизнь. 

Чумработницы хлопочут целыми днями: то с детьми надо позаниматься, то печь затопить, семью накормить, то постирать, бурочки сшить… Всего так сразу и не перечислишь. В это время мужчины пасут оленей. 

Игорь Александрович Канюков – оленевод со стажем – рассказал, какую часть жизни занимает его тяжелая работа.

– С утра до ночи мы с оленями, а иногда и ночью. Но, на самом деле, для меня работа – в удовольствие. Олени – это наша жизнь: и транспорт, и питание, и одежда, сшитая из теплой шкуры. Я привык к такой размеренной жизни и вряд ли променял бы ее на городскую.

 

Чумработницы в почете

Этот год знаменателен тем, что впервые в истории региона хозяйкам тундры присваивали профессиональное звание «Почетная чумработница НАО». Это звание в числе других было учреждено еще в январе. И вот свершилось! Во время главного праздника тундры губернатор региона назвал имена первых в истории округа почетных чумработниц НАО. 

Хозяйки Канинской тундры Светлана Ануфриева и Надежда Ванюта от такого внимания даже немного смутились.

С застенчивой улыбкой на лице они рассказали, что больше всего хлопот им приносит осень.

– Пора дождей, да и темнеет раньше. А нам все равно надо работать. Ни на кого не надеясь. Ведь на нас все хозяйство. Сыновья, конечно, стараются в чем-то подменить: дров принести, печь растопить, даже завтрак приготовить. Правда, у чумработниц это все же лучше получается, – смеется Светлана Александровна.

Кстати, об их жилищах. Еще подлетая к владениям Канинской общины, обратила внимание, что вместо чума здесь установлены палатки. Но как же так? В детских книжках про тундру нам рассказывали, что для любой ненецкой семьи чум – начало всех начал. Не тут-то было: вместо чумов на Канине стоят палатки. Раз палатка, два, три. Десятки палаток. Есть туристические, а еще несколько таких, которые и на палатки-то не очень похожи. 

Мы заходим в одно из таких жилищ. Оказалось, держится оно на деревянных балках, которые и придают ему очертания дома. Сверху – несколько слоев ткани, спасающие от сурового тундрового ветра. Хозяйки говорят, что в их доме тепло круглый год, а собрать его можно даже в одиночку, чего не скажешь про чум.

Еще я не знала, что в тундре живут необыкновенно искренние и чуткие люди. Зайди в любую из палаток – приветят. А пока ты согреваешься самым вкусным в мире бульоном из оленины, расспросят про житье-бытье и о себе расскажут. С присущей им скромностью, конечно. А еще главную новость сообщат: что садик для кочевых детей открыли.

 

И детсад кочует

Семерых дошкольников с 4 до 7 лет общины «Канин» будут готовить к школе прямо в тундре. Этот детсад организован в рамках регионального приоритетного проекта «Кочевое образование» при поддержке нефтяников из компании «Восток НАО». 

Впервые проект кочевого детского сада был запущен также на Канине в 2016 году по инициативе губернатора НАО. Тогда с детьми работала педагог с 15-летним опытом из детского сада села Несь Галина Шубина. Воспитатель кочевала с двумя оленеводческими бригадами. В одной из них ее учениками стали 5 будущих первоклассников, в другой – 2.

– Вопрос адаптации к школе первоклассников всегда актуален, но для детей коренных народов, которые кочуют в тундре, он стоит в особенной плоскости. В рамках проекта «Кочевое образование» мы создаем условия для более плавного включения детей в формат школьной жизни, используя позитивный опыт кочевых школ 30-х годов. Главное даже не количество полученных знаний, а то, что за месяц реализации проекта дети научатся работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом и педагогом. В перспективе этот проект должен получить более широкое распространение на все кочевья, где есть дети дошкольного возраста, – отметил губернатор НАО Игорь Кошин во время нашей поездки на Канин.

В этом году с ребятишками будут заниматься студенты социально-гуманитарного колледжа – Ирина и Михаил Бобриковы. Они сами родом из Канинской тундры, здесь и сейчас кочуют их родные.

Родители будущих первоклашек довольны. Одна мама рассказала, что ее сын уже посещал такой садик, а в сентябре он уезжает учиться в Несскую школу. Воспитатели рассказали мальчику про буквы и цифры, добро и зло, научили общаться. 

...Целый день в Канинской тундре царила теплая праздничная атмосфера. Прошли традиционные соревнования оленеводов. Члены общины состязались в прыжках через нарты, тройном национальном прыжке, метании тынзея на хорей и в гонках на оленьих упряжках. Выступал прославленный народный ненецкий ансамбль «Хаяр».

Пока одни оленеводы состязались в тройном национальном прыжке, те, на ком лежит ответственность за сохранение стада и рост производственных показателей, обсуждали проблемы отрасли с губернатором в одной из палаток. 

Главная трудность, с которой столкнулись оленеводы Канина холодной весной 2017 года – малый прирост поголовья. Из 500 важенок, на приплод от которых рассчитывали в хозяйстве, телят принесла лишь половина. И хотя эти просчеты пока не точные, на большее канинцы не рассчитывают. Аномальная погода, сильно ослабившая важенок, скажется на забое, а, следовательно, и на доходе хозяйства. Оленеводы обратились к губернатору с просьбой помочь в решении возникших из-за капризной погоды проблем.

– Прошедшая весна внесла свои коррективы не только в планы оленеводов с Канина, – согласился Игорь Кошин с доводами тундровиков о том, что помощь со стороны округа нужна. – Для начала убытки нужно подсчитать, а потом решать вопрос, как помочь хозяйству.

Прошло всего несколько дней, а я уже скучаю по Канину. И очень надеюсь, что будет еще повод вернуться на полуостров, где в гармонии с природой живут удивительные люди.