Вы здесь

Маленькие секреты большого чтения

«Тысяча и одна ночь» – любимая книга на все времена/ФОТО ЛЮБОВИ ФИЛИППОВОЙ

О клиповом мышлении, родительском примере и воспитании человека читающего.

 

Мир увлечений

Дети перестали читать. Как помочь ребёнку полюбить это нужное и увлекательное занятие, обсуждали на вебинаре с кандидатом педагогических наук доцентом Томского университета Галиёй Вахитовой.

Делюсь новыми знаниями и мыслями по поводу услышанного.

 

Клиповая липа

 

Ни для кого не секрет, что современные дети, обладающие клиповым мышлением, воспринимают информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами. Они не могут сосредоточиться на чём-либо надолго. Им крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.

Есть плюсы такого мышления, например, оно защищает мозг от перегрузки, фильтруя интенсивный поток информации и разбивая её на небольшие фрагменты. Также развивается многозадачность: человек может одновременно читать, слушать музыку и вести переписку.

Люди с клиповым мышлением успешно работают официантами, SMM-менеджерами, администраторами, офис-менеджерами и личными ассистентами. Они быстрее реагируют на любые внешние стимулы.

Вместе с тем существуют недостатки такого типа восприятия информации: сложно сосредоточиться на чём-то одном, дочитать длинный текст или дослушать длинное интервью, ни на что не отвлекаясь; тяжело справляться с работой, которая требует усидчивости и выполнения рутинных операций; трудно анализировать полученную информацию и делать из неё глубокие выводы.

Кроме этого, клиповое мышление создает трудности в обучении и усвоении новой информации. Это особенно актуально для школьников, чья учебная программа построена на более консервативных методах и предполагает пассивное восприятие материала: чтение, слушание, заучивание. Такой человек подвержен манипуляциям, он не успевает проанализировать и критически воспринять информацию, принять взвешенное решение.

Самое печальное, пожалуй, –
это ослабление эмпатии. Постоянное воздействие на эмоции вырабатывает высокий порог чувствительности, и ребёнку становится всё труднее сопереживать другим.

Не навреди

 

Причина отсутствия интереса к чтению – не только клиповое мышление. Зачастую родители своими действиями вредят ребёнку. Например, заставляют учить буквы, слагать и читать в раннем возрасте, игнорируя его интересы и физиологическое развитие, не подозревая, как это сложно, какой это трудный процесс для детского мозга. При этом многие родители нарушают методики обучения чтению, что само по себе нежелательно.

Перенапрягаясь, ребёнок делает вывод: «Это ужасное занятие! Я ненавижу читать».

Ещё одна причина «нечтения» – множество информационных источников и бесконтрольное использование современных гаджетов. Многие дети отказываются читать, так как воспринимают это как обязанность. Программные произведения, обязательные к прочтению, у многих не вызывают интереса и душевного отклика, поэтому дети воспринимают это как отсутствие возможности выбора.

Но самое главное – это родительский пример. Дети чутко реагируют на поведение близких людей и эмоционально от них зависят.

 

От интернета к сонету

 

«Не могу заставить его читать!» –
сетуют родители на детей, не сознавая, что главная помеха в этом действии – насилие. Не заставить, а мягко приобщить, влюбить, сделать привычным и приятным занятием.

Введите в свою жизнь правило: один, а лучше два дня в неделю не пользоваться интернетом и не брать в руки гаджеты, но с интересной заменой (день творчества, день друзей, день игры, день шопинга, день экскурсий, день кулинарии, день семейных традиций).

Заведите «волшебный» чемоданчик с мягкими игрушками, пальчиковыми игрушками для кукольного театра. Разыгрывайте с ребёнком сценки, играйте в сюжетно-ролевые игры по прочитанной книге.

Можно приготовить выразительное чтение по ролям эпизода из любимого произведения для конкурса «Угадай произведение!».

Очень важно использовать для чтения различные жанры устного народного творчества (не только сказки, но и загадки, потешки, небылицы, былины, пословицы, поговорки, попевки, частушки, песни, колыбельные песни в т.ч.).

Одно и то же предложение, стихотворение читайте по-разному, меняя интонацию (весело и печально) и обсуждайте, какая интонация соответствует его смыслу. Стихотворение можно, к примеру, спеть.

Во время чтения задавайте ребёнку вопросы, чтобы он
не терял интереса и был вовлечён в процесс. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять другие интересы ребенка.

Схитрите. При чтении больших по объёму книг вовремя остановитесь на самом интересном месте, не поддаваясь на уговоры читать дальше. Это также даст возможность «переварить» ровно столько, сколько ему по силам.

Продолжительность совместного чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуп­лять интереса к чтению. Лучшее время для ежедневного чтения вслух –
20 минут!

 

От чтения к сочинению

 

Из активных читателей часто получаются успешные писатели. Дайте маленькому слушателю стать художником, оратором, автором личной истории.

Составьте рассказ по картинкам, попросите ребёнка изобразить свои чувства после чтения. Рисуйте литературных героев, придумывайте им костюмы, вещи и предметы. Пишите записки, письма от имени любимых героев.

Составьте сценарии семейных праздников, издайте семейную газету, буклет кулинарных рецептов.

Напишите книгу про самого ребёнка и вашу семью. Используйте при этом фотографии из повседневной жизни, напишите и проиллюстрируйте маленькую книжку про что-то, что хорошо знакомо и значимо для ребёнка: про семью и дом, про любимую еду и питомца, про то, как вы ходили в гости, встретили Новый год или гуляли в парке. Знакомые материалы с большей вероятностью привлекут внимание и будут понятны ребёнку. Книжки с реальными фотографиями помогут ему сформировать воспоминания о прошедших событиях и людях в его жизни.

Обязательно отмечайте успехи ребёнка импровизированными медалями, небольшими приятными призами. Дети должны почувствовать, каково это – гордиться собственными достижениями, быть уверенными в себе, вступая на путь новых открытий.

Дорогие родители, если вы хотите, чтобы дети выросли мудрыми, хорошими и счастливыми людьми, читайте вместе с ними, читайте для них, читайте сами!

 

Всемирный день книголюбов

Традиция отмечать 9 августа Всемирный день книголюбов берёт начало в Америке. Именно там зародился национальный «Book Lovers Day».

Поклонники литературы в разных уголках мира оценили идею жителей США и тоже стали отмечать этот праздник.

Этот день объединяет писателей и поэтов, литераторов и издателей, типографии, библиотеки, книжные магазины, и, конечно, читателей. Это люди, для которых книга создаётся, и которые сохраняют её востребованной.

 

10 причин читать книги:

1. чтение развивает интеллект – читающие люди более адекватно реагируют на жизненные ситуации;

2. чтение развивает мышление, речь, восприятие, память;

3. вдумчивое чтение бумажной книги на протяжении 20 минут снижает общий уровень стресса;

4. начитанный человек имеет развитые мыслительные способности, благодаря чему может поддерживать разговор на любую тему;

5. читающие люди защищены от многих психических расстройств и имеют интеллектуальное преимущество перед нечитающими;

6. процесс работы мозговых центров во время чтения активизирует выработку мелатонина – гормона, который улучшает качество сна, а соответственно – и ночного отдыха в целом;

7. начитанному человеку проще завести диалог с незнакомыми людьми, он чётко знает, как дать ответ на вопрос и сформулировать собственный;

8. финансовый рост – многие миллионеры признаются, что именно качественная литература способствовала зарождению и развитию новых бизнес-идей;

9. стимуляция мозга в процессе чтения может замедлить (или предотвратить) болезнь Альцгеймера и деменцию;

10. чтение – одно из самых изысканных удовольствий в жизни.