Вы здесь

Столетние жители Пустозерского уезда

Комната пустозера / Фото музея-заповедника «Пустозерск»

Путешествие во времени и пространстве: первая половина XVIII века.

Адрес проживания пуст­озерцев в начале XVIII века изменился в связи с петровскими реформами.

Причина их проведения – необходимость создать новую систему финансирования и продовольственно-материального обеспечения армии и флота для успешного ведения Северной войны.

 

Петровские реформы

 

Указ от 18 (29) декабря 1708 года об учреждении губерний гласил: «По именному указу в великом Российском государстве для всенародной пользы учинить 8 губерний и к ним росписать города».

На севере европейской части России была образована Архангелогородская губерния во главе с князем Петром Алексеевичем Голицыным. Её административным центром назначен Архангельский город.

Губерния делилась на 20 городов, в том числе Пустозерский острог. Позже жители назовут его Городком, потому что знали об Архангельском городе.

Губернию разделили на четыре провинции: Двинскую (Архангелогородскую), Вологодскую, Галицкую и Устюжанскую в 1719 году. Пустозерская доля (уезд) вошла в состав первой названной провинции. Таких административных единиц-долей в ходе областных реформ Петра I было образовано 18.

Адрес наших прародителей был – Пустозерский острог Архангелогородской губернии.

Интересная деталь: в связи с увеличением численности регулярной армии российского государства и необходимостью найти источники для её содержания, в дистрикт-округе собиралась подушная подать на определённую воинскую часть. Это означало, что пустозерцы вносили свой вклад в оборону страны. Мои земляки в настоящее время тоже оказывают помощь добровольцам и военно­служащим СВО.

Число дистриктов в империи соответствовало числу полков в армии. Они не были привязаны к определённым городам. Главой Пустозерского дистрикта был комиссар, при котором состояли подьячий и три рассыльщика. В его обязанности входил сбор подушной подати на определённую воинскую часть, провианта, фуража для полков и рекрутский набор.

 

Население Пустозерского уезда

 

О жителях Пустозерского уезда, в состав которого входили Пуст­озерский острог, Ижемская и Усть-Цылемская слободки, мы узнаем из Первой ревизии народонаселения России 1718–1727 годов. Её материалы расшифровал учёный М.А. Мацук из Республики Коми и опубликовал «Книгу переписную черносошных крестьян, канцелярских служащих Ижемской, Усть-Цылемский слободок, Пустозерского острога».

Всего в остроге, деревнях и слободках проживали черносошные крестьяне «мужеска полу 1 551 душа». В переписных книгах записаны только крестьяне и канцелярские служащие мужского пола, с которых брали подушную подать (прямой налог с «души» на содержание регулярной армии России). В Пуст­озерском остроге и приписанным к нему деревням проживали 693 крестьяна. В переписи 1720 года записаны родоначальники пустозерских семей: Хаймины и Хабаровы, Дитятевы и Дрягаловы, Куркины и Безумовы, Дедеулевы и Старковы, Созоновы и Кожевины, Бекаревы и Титовы. В переписной книге записаны и бездворовые жители городов Архангельский и Берёзовский (Сибирь), нищие, новокрещёные и некрещёные самояды, прописные крестьяне и явившиеся из бегов с Кевроли и Двинского уезда.

 

Уже деревни, а не жиры

 

Наши практичные предки выбирали удобные места для проживания, осваивали их на рыбных, уловистых местах, обживали вместе со своими семьями. Вместо сезонных летних рыбацких жир (сараев) появились дома и другие постройки.

В начале XVIII века упоминается 21 место проживания наших предков: Пустозерский острог и деревни Андерская, Устьянская, Тельвисочная, Сопочная и Нарыганская, Никитцы и Пойловская, Куйская и Оксинская, Макаровская и Голубковская, Пылемская и Бедовская, Великая Виска, Лабаская (сохранена орфография), Конзер. Часть из этих деревень есть на современной карте Ненецкого автономного округа. Предки жителей несуществующих поселений НАО в память о малой родине вошли в состав общественного объединения «Клуб землячеств забытых деревень», посещают родные места и пишут о них воспоминания.

Приписанные к Пустозерскому острогу жители жили также в Самояцкой (жира Самоедской виски с 1574), Яропановской, Чайкино и Мокеевской деревнях, промысловых поселениях, которые официально не были обозначены на карте нашего региона. Потомки с фамилией Мокеевы позже обоснуются в деревнях уезда, а населённый пункт так и не появится на карте нашей территории.

 

Столетние пустозерцы

 

Самым крупным поселением того времени была Великая Виска (с. Великовисочное), 12 дворов, 89 душ мужского пола. В переписной книге отмечен перешагнувший столетний юбилей Пётр Иванов сын Харчев в возрасте 101 года с сыном Андреем 45 лет. В одном из дворов проживали 3 поколения семьи Бараковых, 19 душ. Старший из них Иван Семёнов сын Бараков 81 года, младшему Козме Кирилову 3 недели, 1720 года рождения. Жили там Безумовы, Дитятевы и Шанковы.

На втором месте по численности были Нарыганская, Никитцы и Пойловская деревни. В 8 дворах Норыганской деревни проживали Корепановы и Никоновы, всего 44 души. В 8 дворах Никитцы проживало три поколения Афонасея Исакова сына Созонова 65 лет и работник самоедин Мадек 65 лет, всего 10 мужчин. В рыбацкой деревне жили Никитцыны и пинежанин Кузнецов, всего 42 души. На тот период времени облюбовали место в Пойловском шару семьи родных братьев Алексея (78 лет), Лариона (56 лет), Ивана (55 лет), Василея (52 года) Захаровы сыны Шевелёвы. Проживала там семья Фёдора Ермолаева сына Шевелёва, 49 лет, состоящая из 15 мужчин. Всего в Пойловской деревне проживало 39 душ.

Малая родина моих предков Сумароковых и Просвирниных – деревня Оксинская – состояла из шести дворов, в которых записаны 51 податная душа мужского пола. Среди них выделю столетнего жителя Ивана Петрова сына Сумарокова, проживавшего под одной крышей с сыновьями Козмой, 59 лет, Егором, 49 лет и Исакием, 47 лет и внуками Ивана.

Одно-двухдворовые деревни составляли меньшинство. В Конзер (от названия – Конзер шар) жила многочисленная семья Ивана Фёдора сына Хабарова 62 года, 16 душ.

В деревне Яропановской жили две семьи Старковых. В Тельвисочной проживали братья Кожевины. В единственном крестьянском дворе Пылемской деревни был записан Максим Лукин сын Хабаров, 42 года, вместе с семьями родных братьев Иваном и Петром.

 

Ижемская слобода

 

В 75 крестьянских дворах слободки проживают Ануфриевы, Артеевы, Вокуевы, Истомины, Каневы, Рочевы, Семяшкины, Сметанины, Терентьевы, Филипповы, Чипсановы, Чюпровы.

Записан Фёдор Еремеев сын Ануфриев, 102 года. Потомки носителей этих фамилий проживают сейчас на территории Ненецкого автономного округа и за его пределами. Записаны бобыли из Яренского уезда, работающие на соляном Сереговском заводе. Подушные деньги они будут платить в Пустозерском остроге, с них взяты «сказки под смертным грехом». Всего с приписными крестьянами в Ыжемской (сохранена орфография) слободке проживало 505 душ.

На период ревизии населения России 1718–1727 годов обнаружила в Пустозерском уезде только трёх жителей нашей территории, перешагнувших столетие, включая слободки! Читала обсуждение темы долгожительства на сайте «ВКонтакте» Пуст­озерского музея. Интересная и актуальная для нас проблема.

По мнению академика-долгожителя Ф.Г. Углова, для продолжительности жизни важны постоянный и энергичный труд; честность, открытость, доброжелательность; духовная и материальная удовлетворённость в жизни; любовь к семье и Родине; чувство меры во всём.

 

Усть-Цылемская слободка

 

В малонаселённой слободке в 25 крестьянских дворах проживают семьи Булыгиных, Дуркиных, Ермолиных, Кисляковых, Мошаковых, Носовых, Терентьевых, Самковых, Чипсановых, Филипповых, Шишеловых.

При слободке «обретаются» приезжие люди: кеврольцы, мезенец, пинежанин, новокрещёные самоядцы, явившиеся из бегов, и 26 душ разночинцев. Отдельно записаны присланные в ссылку из разных городов галечанине, казанец, донской казак, татары некрещёные. Всего зафиксировано 393 души.

Других поселений, кроме Ижемской и Усть-Цылемской слободок, не зафиксировано. Наш Пустозерский уезд, в отличие от огромной территории Архангелогородской губернии, так и остался малонаселённым.

 

Православные священнослужители

 

В «Сказках дополнительных церковнослужителей Пустоозерского острога», входящих в Первую ревизию народонаселения России, названы священники Преображенской церкви Пётр Андреянов, 35 лет, Введенской церкви Иван Аврамов сын Калинин, 32 года, Николаевской церкви Пётр Михайлов сын Мишатин, 65 лет Пустозерского прихода. Священник Алексей Тарасов нёс службу в Ижемской слободе.

Записаны дьячки Преображенской церкви Пётр Кожевин, 67 лет и пономарь Алексей Дьяконов, 16 лет, Введенской церкви Иван Попов, 40 лет и его сын Василей, пономарь, 17 лет.

Продолжение следует...