Вы здесь

ПедПросвет. Как это по-русски?

ПедПросветители страны. Участники всероссийской конференции преподавателей русского языка и литературы / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Дневник участника всероссийской конференции преподавателей русского языка и литературы.

Начало июля вместе с полусотней коллег из разных регионов страны я провела на ПедПросвете. Подробности необычного познавательного путешествия записывала в путевой дневник, заметками из которого с радостью делюсь.

Каждый год создатель российского филологической сайта «Могу писать» Юлия Фишман из Екатеринбурга проводит всероссийский сбор филологов. В 2021 году мероприятие состоялось в Екатеринбурге, в 2022-м –
в Архангельске, в этом году – в Санкт-Петербурге и Выборге.

Как возникла идея ежегодной конференции? В 2021 году менеджер Вера Шиварёва, учась в университете, писала диплом «Организация и проведение рекламной кампании». Понадобилось мероприятие для практической части. Тогда и родился первый ПедПросвет.

Конференция удалась, каждый участник получил ответы на интересующие вопросы и почву для размышлений. Дипломная работа Веры стала лучшей среди двух потоков и получила на защите оценку «отлично», а «педпросветовцы» настояли на продолжении удачной практики.

 

День первый. Литература под лупой профессионалов

 

Открылся ПедПросвет в Санкт-Петербургском физико-математическом губернаторском лицее № 30. Директор лицея Алексей Третьяков радушно встретил гостей и отметил ведущее место русского языка и литературы в эмоциональном и интеллектуальном воспитании школьников, становлении их миропонимания.

На пленарном заседании выступили известные педагоги, филологи и методисты, с которыми можно было пообщаться лично Многих лекторов я знала заочно, поэтому встречала как старых добрых знакомых.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии Российского госуниверситета имени Герцена, директор центра дополнительного проф­образования «Альфа-Диалог» Елена Ядровская показала роль литературы в школе на протяжении нескольких десятилетий.

В советское время этот предмет имел высокий статус и воспитательная функция преобладала над эстетической. В 90-е годы появились новые программы и учебники, добавился пласт возвращённой и зарубежной литературы. В начале XXI века государственный образовательный стандарт закрепил статус предмета, определил его содержание и требования к результатам обучения.

Второе десятилетие словесники отметили съездом и объеди­нились в ассоциацию, в школу вернулось итоговое сочинение. Сегодня акценты сместились в сторону цифровизации, но, как бы стремительно ни развивался искусственный интеллект, самым важным по-прежнему остаётся человеческое общение, умение выразительно и убедительно говорить, оригинально, без штампов и шаблонов, писать.

Ведущий преподаватель сайта «Могу писать» Наталия Ягинцева провела интертекстуальный анализ на примере повести Ивана Тургенева «Ася». Книга наполнена отсылками к произведениям литературы, скульптуры, живописи, архитектуры, музыки. После разборов Наталии Климентьевны хочется вновь погрузиться в чтение, думать, наслаждаться процессом.

Заслуженный учитель России, доцент национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Надежда Шапиро определила грамматику как ключ к пониманию поэтического текста. На примере стихотворений Афанасия Фета и Бориса Слуцкого показала, какую роль играют в стихах глаголы, местоимения.

Кандидат филологических наук, автор образовательных курсов Елена Дудина поделилась методикой подготовки к сочинению-рассуждению. Эта тема крайне актуальна: сочинение пишут на ОГЭ и ЕГЭ, это допуск к экзаменам. Нужно научить школьника формулировать и убедительно доказывать собственную мысль, извлекать главное и интерпретировать чужое высказывание.

Методические находки коллег брала на карандаш. Теория, проверенная на практике, – самое ценное в любом деле.

 

День второй. Сохранить в себе детство

 

Из Санкт-Петербурга перебрались на базу отдыха «Пихтовое» под Выборгом. Красота этого места завораживала: пихты разных сортов, озеро с кувшинками и лилиями радовали глаз. Интенсивная программа не утомляла, спикеры общались с участниками до позднего вечера.

Преподаватель учебного центра «Современное образование» Юлия Овсянникова провела мастер-класс «Нейропсихологические методики в преподавании русского». На занятии мы выполняли дыхательные и глазо­двигательные упражнения, «ушковую» гимнастику, участвовали в играх на внимание.

Главный редактор Центра образования и творческого развития «Ребус» Татьяна Барчан познакомила с коробочными играми для уроков. Игры помогают ребятам стать грамотными, осознать себя носителями русского языка. Лото, «ходилки», домино, парные картинки учат правописанию приставок, непроверяемых гласных в корне, знакомят с лексическим значением слов. Даже захотела приобрести некоторые игры для подрастающего сына. Русский язык в игре изучать проще и веселее.

Кандидат филологических наук, специалист центра по работе с детьми-мигрантами Татьяна Кузьмина представила пособия для учеников, которые осваивают русский язык как второй. Проблема обучения детей мигрантов актуальна для всех регионов, в том числе для НАО. Незнание русского порождает трудности в изучении других предметов и общении. Задача педагогов – найти подходы к обучению, которые помогут детям мигрантов адаптироваться, легко воспринимать учебный материал, полноценно общаться со сверстниками.

Удивили Юлия Фишман и Наталья Путинцева. Всю весну авторы писали сценарий игры «Франкенштейн», апробировали её на школьниках, а затем провели с нами. Большую часть материала к игре авторы создали с помощью нейросетей.

День завершился творчески. Организаторы разделили участников на команды и предложили подготовить спектакль. Мы не подкачали и показали запоминающиеся номера.
Аплодировали друг другу и смеялись от души.

Ещё одно творческое задание – отгадать участников конференции по детским фото – невольно вернуло нас в ту счастливую пору. ПедПросвет показал, как важно сохранить в себе детскую непосредственность и восприятие мира.

 

День третий. Мастерская смыслов

 

Очередной день ПедПросвета подарил новые мысли и смыслы. На мастер-классе основателя «Гильдии словесников» Риммы Храмцовой визуализировали стихотворение Валентина Берестова «Плащ». В ход шли лоскуты ткани, пуговицы, ленты. Мы увлечённо создавали объёмный образ плаща, соотносили его с текстом.

Ещё один мастер-класс с интригующим названием «Как научить писать сочинение любого ученика. Приёмы работы» провела Надежда Шапиро. Она показала примеры заданий по работе с текстом для разных классов.

Не первый год я возглавляю предметную комиссию по оцениванию развёрнутых ответов ЕГЭ по русскому языку в НАО. На курсах экспертов ЕГЭ прежде, чем приступить к оцениванию работ учащихся, мы читаем тексты, анализируем их, выявляя проблему, авторскую позицию каждого.

Создатель платформы «Могу писать» подробно познакомила с тематическим ресурсом, благодаря которому мы и собрались. В виртуальной мастерской можно изготовить интерактивные упражнения, карточки и рабочие листы. Десятки шаблонов позволяют за считанные минуты создать оригинальные задания для уроков.

На сайте можно повысить квалификацию учителям и ученикам. Авторы курсов – практикующие педагоги с колоссальным опытом преподавания. Онлайн-упражнения, тесты, диктанты с автоматической проверкой помогут школьникам повысить уровень грамотности, подготовиться к экзаменам и олимпиадам. В виртуальном книжном магазине есть сотни пособий, презентаций, комплектов материалов и рабочих листов для уроков, всё сохраняется в личном кабинете.

Завершился день лингвистическим квизом, который провела редактор, корректор и преподаватель сайта «Могу писать» Татьяна Бессонова. Среди непростых заданий самым интересным оказались перевёртыши известных строк из русских произведений и отгадывание палиндромов – слов, которые одинаково читаются слева направо и наоборот.

 

День четвёртый. Поучимся у других и поделимся опытом

 

Финальный день ПедПро­света посвятили обмену опытом. Современные образовательные технологии – это не только цифровизация и внедрение гаджетов, но и методы обучения, которые наиболее полно отвечают запросам учеников. Кто-то из преподавателей откликается на новые веяния, а кому-то сложно перестроиться.

Поделилась наработками по теме «Использование арт-технологий на уроках литературы», рассказала о мероприя­тиях в области филологии, которые ежегодно проводятся в НАО. Коллег заинтересовали акции «Я проверяю свою грамотность в День родного языка» и «Скажи спасибо учителю родного языка».

Слушая доклады педагогов из разных уголков нашей необъятной страны, почувствовала себя в авангарде современной педагогики.

Качественная организация, интересное наполнение, пространство для мозговых штурмов и живых дискуссий по предмету, атмосфера доброжелательной заинтересованности, полезные знакомства и продуктивное общение – визитная карточка ПедПросвета.

Буду рада, если мой путевой дневник вдохновит коллег, и через год на российском форуме учителей-словесников Ненецкий автономный округ представит дружная команда окружных педагогов.

 

Обращение создателей сайта «Могу писать» mogu-pisat.ru

ϖ Нас огорчает безграмотность выпускников школ, и мы намерены хоть немного изменить эту ситуацию.

ϖ Мы считаем, что школьные учебники в большинстве своём не отражают изменений, произошедших в языке за последние десятилетия, и предлагаем свои варианты упражнений.

ϖ Мы предлагаем всем, кто говорит и пишет по-русски, реальную возможность улучшить качество своего образования.

ϖ Мы призываем школы не зацикливаться на подготовке к ЕГЭ. Выпускники должны уметь не только заполнять бланки, но и грамотно писать на современном языке, думать над прочитанным, сочинять. Если вы считаете так же, мы будем счастливы помочь вам.

ϖ Мы готовы объединяться в нашем стремлении сделать мир грамотнее с педагогами-единомышленниками.

ϖ Но и к ЕГЭ мы тоже поможем подготовиться.