Вы здесь

Анастасия Ледкова: Я пела и боролась!

Анастасия Ледкова (в центре) с сестрой и родителями перед трансплантацией / Фото из семейного архива

Врачи не надеялись, что пациентка с диагнозом «острый лимфобластный лейкоз» выживет, но случилось двойное чудо

 

Для жительницы НАО в российском регистре не нашлось совместимого донора костного мозга. Тогда ей пересадили стволовые клетки сестры, подходящие лишь на семьдесят процентов.

Риск был очень велик, но судьба благоволила женщине. В самые сложные, близкие к отчаянию минуты она включала на телефоне минусовки и пела любимые песни, удивляя соседей по палате и лечащих врачей неистребимым оптимизмом.

На публичный разговор со страниц главной газеты НАО согласилась сразу. Чем больше людей узнает о проблеме поиска генетических близнецов для больных с тяжёлыми заболеваниями крови, тем больше будет потенциальных спасителей в Федеральном регистре доноров костного мозга.

Сейчас Анастасия Ледкова живёт в Санкт-Петербурге (поближе к врачам-гематологам), находится в ремиссии и может говорить о произошедшем спокойно, обдуманно, анализируя ситуацию со всех сторон.

Созваниваемся на долгих полтора часа. Собеседница с лёгкостью жонглирует терминами и определениями. Она в курсе всех тонкостей диагноза, который сопровождает её вот уже девятый год – то отступая, то возвращаясь. Удивляюсь, сопереживаю, радуюсь, восхищаюсь. Никто не застрахован. Смогла бы я?

Дружно надеемся, что монолог-откровение человека, победившего смерть, вдохновит кого-то на борьбу, а кого-то – на конструктивную помощь тем, кто в этом нуждается.

 

Постой, машинист

 

Когда Насте было два года, семья переехала из заполярного Нарьян-Мара на родину мамы, в донецкую Макеевку. Там прошло детство, школьные годы, учёба в техникуме, начало трудовой карьеры, рождение сына нашей героини.

– Только не смейтесь, – говорит собеседница. – Специальность у меня – «организация железнодорожных перевозок и управление на железной дороге». Я ж не думала, что вернусь в округ, где ни рельсов, ни шпал!

Возвращение стало жизненно необходимым, когда в 2014 году Донецк начали бомбить.

– Постоянный грохот. Сын плакал, пугался, – вспоминает женщина. – Ему в первый класс предстояло идти, а тут такое… Когда танки по дорогам начали ездить, мы поняли, что пора в путь.

Так, спустя четверть века, семья вновь оказалась в Нарьян-Маре. Остановились у родственников, затем в гостинице соцзащиты и съёмной квартире. С работой тоже было непросто. Вместо железнодорожной станции пришлось осесть за кассой магазина.

Но бытовые неурядицы казались пустяками по сравнению с ситуацией, от которой пришлось бежать буквально на край света. Открыточное пожелание мирного неба оказалось вполне осязаемым и критически важным.

 

Хроника одного падения

 

Жизнь разделила всё на «до» и «после» – это строки из стихотворения, которое Анастасия написала через год после того, как узнала о страшном диагнозе. Поэзия – ещё одна лирическая составляющая её стойкости.

В апреле 2017 года на медосмотре у женщины обнаружили пониженный гемоглобин. Попытки поднять показатель до нужного уровня провалились. Витамины, инъекции, ультразвуковое обследование и эндоскопия, консультации у специа-
листов, анализы на онкомаркеры.

– Как космонавта меня обследовали! – констатирует собеседница. – Всё нормально, а гемоглобин падает. Жуткая слабость, несмыкание голосовых связок. горло жжёт. Когда показатель упал до сорока семи, положили в терапию. Лечащий врач Марина Валентиновна Полуэктова первой заподозрила лейкоз.

А дальше всё покатилось как снежный ком. Консультации по телемедицине с Архангельском, вызов на очное обследование, и вот 5 июля 2017 года санитар провожает Анастасию в отделение гематологии, что на седьмом этаже областной онкологической клиники, предупреждая: «Только не выпрыгивайте из окна!».

 

Клеточная теория

 

Повод выпрыгнуть явно был. Анализ взятого пункцией биоматериала показал, что костный мозг пациентки из Нарьян-Мара содержит восемьдесят процентов опухолевых клеток. Острый лимфобластный лейкоз – даже вслух проговорить страшно, не то что осознать.

Врачи популярно пояснили, что с ней происходит, представив стволовые клетки костного мозга в виде детей. Сначала они рождаются, идут в садик, школу, выбирают, кем хотят быть – тромбоцитами, эритроцитами, лейкоцитами. Но если вовремя не определились, становятся помехой для других. Кроветворение работает против человека. Его иммунитет, а значит, шанс на жизнь, сводится к нулю.

– Первая реакция на новость – отрицание! Это страшный сон, ущипните меня, и я очнусь! – даже по прошествии времени Анастасия заново проживает те эмоции. – Каждый хотя бы раз задумывается, как будет себя вести, если окажется в такой ситуации. Может, легче сразу из жизни уйти, чтобы не мучиться? Час размышляла, потом решила, что ради сына вступлю в борьбу.

 

Бои местного значения

 

Рассказ о подробностях лечения онкобольного можно смело назвать детективом. Врачи расследуют преступление, по прямым и косвенным уликам выходят на след злоумышленника, разрабатывают хитроумный план по его поимке и ликвидации. Преступник скрывается, заметает следы, а при обнаружении отстреливается изо всех возможных видов оружия. Представьте, каково приходится пациенту, в организме которого происходит эта криминальная история?

Погружаюсь вместе с героиней в тонкости агрессивного лечения, проникаюсь её состоянием и восхищаюсь мужеством. Песенные концерты в палате интенсивной терапии стали регулярными!

– Иммунитет на нуле, температура, рвота, тотальная двухсторонняя пневмония. После первого курса терапии ремиссии не случилось, я была «на кислороде». Маме позвонили и сказали, что я скоро умру, – повествует собеседница как-то даже отстранённо, будто не о себе, а о ком-то другом. Психика человека зачастую штрихует негативные моменты, оставляя позитив для самосохранения.

Родные прилетели в Архангельск сюрпризом. В бой вступили материнская забота и сыновняя любовь. Да, именно так: бой, сражение, война – эти определения больше всего подходят к моменту, когда на весах нервно колеблются жизнь и смерть человека.

Параллельно с заботой близких и врачебной терапией шла не менее важная работа – оформление документов на российское гражданство и инвалидность. Это было необходимо, чтобы на законных основаниях бесплатно получить необходимое лечение. Женщина с благодарностью вспоминает, как заочно и очно ей помогали сотрудники окружного фонда медицинского страхования, паспортного стола, поликлиники.

Сражение меж тем продолжалось.

 

Обыкновенное чудо

 

Когда после очередного курса химиотерапии опухолевые клетки вышли в периферическую кровь, Анастасии назначили ударную дозу экспериментальной терапии. Это была настоящая химическая атака, которая, к сожалению, не увенчалась успехом. Безнадёжную пациентку, которая к тому времени не вставала, не могла говорить, есть и пить, спецрейсом отправили домой. Голосистую вокалистку провожали всем отделением.

А потом случилось чудо.
Самолёт не смог приземлиться в Нарьян-Маре из-за метели и вернулся в Архангельск. В палате, где лежала Анастасия, ждали нового пациента, но она вновь заняла своё место.

– Утром проснулась, встала и пошла! Страшно захотела есть. Как сейчас помню, – слышу улыбку в голосе собеседницы. – Съела две тарелки пшеничной каши, две куриные ножки, чёрный и белый хлеб с чаем. Позже анализы показали, что я в ремиссии. Расцениваю это как чудо, результат коллективной за меня молитвы.

Для закрепления чуда в мае 2018 года Анастасия и Дмитрий Ледковы поженились и повенчались, чтобы в горе и радости, в болезни и здравии быть вместе.

 

Чудо «Дубль два»

 

Когда через три года случился рецидив, врачи сразу поставили вопрос о трансплантации костного мозга, чтобы кардинально решить проблему. Пересадить стволовые клетки от одного человека другому можно в том случае, если они тканево совместимы. Среди родственников такие совпадения малы, поэтому генетических близнецов ищут в Федеральном регистре доноров костного мозга.

В случае с Анастасией таковых не нашлось. Образцы крови родителей и сестры изучили в научно-исследовательском институте имени Павлова и вынесли вердикт – совпадение с младшей сестрой Катей составило семьдесят процентов, это очень рискованный, но единственный шанс на спасение.

Катя приехала на помощь сестре из Макеевки. Ни минуты не сомневалась, но боялась процедуры взятия стволовых клеток. Всё оказалось не так страшно, как гласят живучие стереотипы. За пять дней до донации будущему донору делают стимулирующие выработку стволовых клеток уколы. Берут же искомые клетки из периферической крови. Процедура похожа на классическую донацию, но проходит около четырёх-пяти часов. Из одной вены кровь вытекает, по пути оставляет нужные клетки и возвращается в другую вену.

Реципиента в свою очередь готовят к трансплантации и мощной химиотерапией «обнуляют» кроветворную систему.

16 февраля 2023 года Насте за полчаса влили пакетик стволовых клеток сестры. Эту дату она считает вторым днём рождения.

 

Марафон длиною в жизнь

 

О том, как приживались в организме донорские клетки, можно описывать долго. Из спетых за это время Анастасией песен можно было бы сложить не один полноценный концерт!

Самое главное в этой истории, что рискованная операция увенчалась успехом, а сёстры стали стократ ближе и родней друг другу.

– Очень важна психологическая поддержка, ведь ты в момент обновления ментально беззащитен как ребёнок! – собеседница просит отдельно упомянуть этот важный момент. – Когда люди звонят, пишут, интересуются тобой, возникает взаимная ответственность. Будто ты бежишь марафон, который не вправе проиграть.

Три года Анастасия Ледкова находится в ремиссии. Это значит, живёт обычной жизнью, каждый день которой ценит и старается использовать по максимуму.

Будничные моменты принимает как подарок. Сын поступил в колледж, будет специалистом по мобильной робототехнике. Муж между вахтами балует вниманием и заботой. В планах – самой устроиться на работу, осталось чуть-чуть подождать.

В заключение непростого разговора спрашиваю, о чём ещё нужно написать, на чём акцентировать внимание земляков.

– У нас очень слабый регистр, – тут же откликается героиня. – Когда в стране такой тяжёлый период, за рубежом всё сложней искать доноров. Сейчас есть отличная возможность показать сплочённость русского народа. Это ведь невероятно круто, когда человек дарит жизнь генетическому близнецу. Причём не одну, а несколько, ведь у спасённого – появятся дети, внуки. Так жизненная цепочка никогда не прервётся.

 

Как вступить в Федеральный регистр доноров костного мозга

На публичных мероприятиях Ненецкого отделения Российского Красного Креста в рамках его соглашения с Российским научно-исследовательским институтом гематологии и трансфузиологии (Санкт-Петербург).

Для этого надо заполнить анкету-соглашение и сдать мазок из полости рта с помощью ватной палочки.

В 2025 году 190 жителей округа пополнили регистр таким способом.

 

Ирина Коткина, координатор по донорству Ненецкого отделения Российского Красного Креста