Главные цели и стратегические приоритеты реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике в сфере экологической безопасности и улучшения качества жизни коренного населения делают надзор за исполнением природоохранного законодательства одним из основных направлений деятельности прокуратуры Ненецкого автономного округа.
На прошлой неделе, 27 мая 2016 года, прокурор Ненецкого автономного округа Николай Егоров принял участие в оперативном совещании при генеральном прокуроре РФ в городе Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ). На совещании были рассмотрены вопросы контроля и надзора за соблюдением природоохранного законодательства в Арктической зоне России. Совещание прошло под председательством генерального прокурора РФ Юрия Чайки. В совещании принял участие и губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Кошин.
Прокурор округа в своем выступлении, темой которого стала защита территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в условиях развития Арктической зоны, осветил существующие проблемы в сфере соблюдения природоохранного законодательства. Коротко остановимся на главных из них.
Ненецкий автономный округ входит в состав Арктической зоны России и является исконной средой обитания малочисленных народов Севера. Основным традиционным видом их деятельности является оленеводство, в котором работают около 1,5 тысяч человек, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни.
Промышленные успехи – проблемы для экологии
В последние десятилетия в автономном округе идет активное промышленное освоение земель, связанное с добычей полезных ископаемых, как результат увеличение объема добычи нефти в регионе почти в три раза. По итогам 2015 года эта цифра составила 14 миллионов тонн.
При этом месторождения углеводородов зачастую совпадают или располагаются в непосредственной близости от территорий традиционного природопользования, а также зон, имеющих высокую биопродуктивность и рыбохозяйственную ценность. Это оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду, которая в зоне Крайнего Севера обладает слабой способностью к восстановлению. Влечет сокращение и загрязнение территории традиционного природопользования малочисленных народов, уменьшение оленьих пастбищ, сокращение продуктов животноводства и рыболовства, необходимых для их существования.
Защита данных территорий напрямую зависит от стабильности и эффективности контрольно-надзорной деятельности всех органов за субъектами недропользования.
В целом работа в данной сфере активизирована. В 2015 году на 10 процентов увеличилось количество проводимых органами контроля проверок, на 3,5 процента возросло количество выявленных нарушений. Типичными из них являются несоблюдение недропользователями лицензионных условий и требований проектных документов, разлив нефтепродуктов, повреждение и уничтожение растительного покрова пастбищ, загрязнение водных объектов. К административной ответственности по данным фактам за 2014-2015 годы привлечено 165 человек, наложено штрафов на сумму более чем 16 миллионов рублей. Взыскиваемость превысила 90 процентов.
Одним из показателей эффективности контрольно-надзорных мероприятий явилось побуждение недропользователей к инвестированию значительных средств в природоохранные мероприятия. Например, группой компаний «ЛУКОЙЛ» разработана корпоративная программа экологической безопасности ее организаций на 2014-2018 годы с финансированием более чем на 52 миллиарда рублей.
В целях повышения эффективности прокурорского надзора на данном направлении в 2015 году в прокуратуре округа проведены организационно-штатные мероприятия, создана группа по надзору за исполнением природоохранного законодательства. За период 2014-2016 годы в сфере недропользования прокуратурой округа выявлено уже более 120 нарушений закона, по которым приняты меры прокурорского реагирования, виновные лица привлечены к ответственности.
Попутный газ вне закона
На особом контроле прокуратуры округа находятся вопросы сжигания попутного нефтяного газа. В результате комплекса мер прокурорского реагирования, удалось снизить объемы сжигаемого газа на 15 процентов, уменьшив антропогенную нагрузку на атмосферный воздух.
За несоблюдение лицензионных требований по постановлениям прокуратуры округа 18 компаний привлечены к административной ответственности с наложением штрафов на сумму более 5 миллионов рублей.
Анализ прокурорской практики выявил ряд проблем в деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе их множественность, ненадлежащий обмен информацией, периодические реорганизации. Например, с 1 декабря 2015 года территориальному управлению Росприроднадзора переданы полномочия отдела надзора на море департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, при этом надзорные мероприятия в план проверок на 2016 год внести не представляется возможным. Отсутствуют соответствующие специалисты, материально-техническое оснащение.
Слабо развитая транспортная инфраструктура не позволяет оперативно реагировать на нарушения природоохранного законодательства и оценить причиненный ущерб, в том числе из-за отсутствия финансирования перелетов к месту проведения проверок.
На совещании в Салехарде был выработан комплекс мер, направленных на повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды субъектами недропользования в Арктической зоне РФ, а также на устранение нарушений законодательства в названной сфере.
Амдерма по-прежнему головная боль
Одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры является ликвидация загрязнений водных объектов. По поручению прокуратуры округа отделом надзора на море департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу проведены внеплановые проверки в отношении муниципальных предприятий «Амдермасервис» и «Севержилкомсервис» и выявлены нарушения природоохранного законодательства.
Так, МУП «Амдермасервис» безвозмездно получило для утилизации 470 тонн металлолома и отходов, образованных от разбора судов, и разместило их в поселке Амдерма на необорудованной площадке, на водосборной площади реки Амдерминки. В отношении МУП «Амдермасервис» возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, иными опасными веществами), оно привлечено к административной ответственности.
Вопросы в сфере соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях имеют первостепенное значение и находятся на постоянном контроле прокуратуры.
Как показали прокурорские проверки, ФГБУ «Государственный природный заповедник «Ненецкий» не направило в государственный кадастр недвижимости сведения о государственном природном заказнике «Ненецкий», о его границах, как об особо охраняемой природной территории федерального значения. Допускается нахождение лиц на территории заповедника без специального разрешения.
Департаментом природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса НАО надлежащим образом не проводились мероприятия по контролю за соблюдением режима охраны государственных природных заказников «Шоинский», «Море-Ю», «Вайгач», памятника природы «Пым-Ва-Шор».
Благодаря принятым прокуратурой округа мерам нарушения закона устранены.
В настоящее время актуальными для прокуратуры округа остаются вопросы исполнения законодательства о недрах, об отходах производства и потребления, пресечение фактов сброса загрязненных сточных вод в реку Печору.