В канун Нового года в Коткино отшумел второй межмуниципальный фольклорный фестиваль старины «Сульский ларец»
Культурный центр имени А.С. Савинковой радушно принял гостей из Нарьян-Мара, Оксино и Великовисочного. Коткинчане себя показали, на друзей посмотрели и знатно пополнили сундук традиций.
Если первый фестиваль был пробным шаром, организаторы прощупывали почву, то второй – уверенно развернулся на сульской земле, будто весь век так и было.
Нам любые дороги дороги
От Нарьян-Мара до Коткино, что на берегу печорского притока – Сулы-реки, чуть больше 130 километров. Для жителей мегаполиса непонятно, как на это расстояние можно потратить пять часов? Да запросто! Тундровые пути-дороги – это вам не столичные магистрали, а ТРЭКОЛ – не роскошь, а проверенное средство передвижения по заснеженной пустыне.
Вешки-ориентиры то скрываются в кратких белёсых сумерках и метельных завихрениях, то издали светятся мелкими огоньками в черноте полярной ночи. Чуть свернёшь в сторону – колесо мягко проваливается в податливый снег, пассажиры ойкают, но могучая машина спокойно и уверенно выравнивает траекторию и двигается дальше.
Водителя Романа, как командира авиалайнера после длительного полёта, награждаем аплодисментами за успешное приземление.
– Как дорога? Как «пьяная ворга»? Как добрались? – на первые вопросы местных отвечаем однозначно. – Хорошо! И даже знаменитая коткинская ворга – подшофе, но уж никак не пьяная.
Центр культуры по-домашнему
Возле ДК встречает хозяйка. Заслуженный работник культуры России Надежда Майорова семь лет руководит Культурным центром имени его первого директора Анны Савинковой.
За это время многое изменилось. После ремонта по нацпроекту «Культура» холодное видавшее виды здание превратилось в оазис. Раньше самодеятельные артисты под костюмы термобельё надевали, зрители в зале в верхней одежде сидели, а нынче переживают, как бы не вспотеть.
Старательно обметаем снег веником-голиком, предусмотрительно подвешенным на гвоздик возле дверей. Надежда Фёдоровна приглашает внутрь, показывает одно помещение за другим: просторное фойе, удобная раздевалка, костюмерная с нарядами на любой вкус (для хористок «Суляночки» – аж несколько комплектов на все случаи и сезоны), концертный зал с мягкими бордовыми креслами, сцена в нарядном узорном обрамлении с современным светом и звуком, репетиционная, чайная.
Гости растекаются по отведённым местам, раскладывают чемоданы, чтобы тут же, по призыву директора, отправиться в столовую. А там… Ну вы знаете, чем Коткино богато, и это не только знаменитая молочка. Гостям здесь рады конструктивно: кормят, привечают, спать по домам разбирают.
Сульские хроники
К слову, дома здесь – как в сказке, с резными расписными наличниками, выкрашенные в яркие радостные цвета, с аккуратными заборчиками и спящими под снегом огородами. Ревизию красоте решаю провести после плотного обеда. Калории растряхивать удобно – улицы почищены, освещены, пустынны. То снегоход промчится, то собаки поприветствуют призывным лаем, то редкий прохожий слово молвит.
Николай Голубев с лопатой наперевес заканчивает уборку: снега навалило по самое не хочу, только успевай отгребай.
Ежедневная зарядка благотворно действует на организм. В деревне свои законы: хочешь жить – умей трудиться, ленивым тут места нет.
– Дому много лет, – отвечает хозяин на вопрос о возрасте родового гнезда. – В шестидесятые годы был в Кирове, увидел подобный, решил такой же построить. А вот эта ёлка (Николай Борисович машет рукавицей вверх на большущую ель) тогда маленькая была, а теперь вон какая вымахала!
Да уж, высоту коткинских деревьев оцениваешь сразу при подъезде к селу. Берёзы точно не карликовые, а ели – голову задрать, чтобы верхушку увидеть.
– Климат у нас особенный, – включается в разговор проходящая мимо Ольга Романова. – Коткино в низинке находится. Мороз так мороз, тепло так тепло, крепко стоит, не разгоняется по сторонам.
Супруг Ольги, Александр, заведует спорткомплексом, где ежегодно проходит знаменитая спартакиада. На одной такой мне посчастливилось побывать, до сих пор эхо эмоций настигает.
– Муж родом из Казахстана, приехал в Нарьян-Мар подзаработать в 90-х. Помните, какое тогда время было? – обращается ко мне собеседница, и я активно киваю (как же не помнить ту повсеместную безнадёгу?). –
Познакомились в больнице. Я там как раз лежала, а Саша с воспалением лёгких попал. В Коткино вслед за мной приехал. Работы никакой не гнушался, даже нянькой в детском саду был.
Мысленно представляю могучего Александра среди шумной, беспокойной малышни – картина маслом!
Необычные сюжеты в селе, откуда родом писатель-фронтовик Алексей Коткин, на каждом шагу. Аксиому подтверждает завмагазином «Всё для вас» Наталья Хозяинова.
– Давно хочу начать рассказы писать, – откровенничает женщина. – Даже на курсы дистанционные записалась. У нас ведь столько историй интересных в каждой семье, только ходи и записывай.
– Часы, пауэрбанк, футболки, перчатки, рукавицы, две сети, – переключается Наталья на запросы покупателя.
– Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж..., – подхватываю я, но тут не дама, а оленевод затаривается в местном магазине, прежде чем вернуться в тундру. Пригнал стадо на убойный пункт, прикупил необходимое, заказал товары впрок.
– Буду в марте, жди, зайду, – говорит мужчина и, наставив пальцы над головой в виде оленьих рогов, сообщает с улыбкой, что пошёл к своему «Бурану».
У Алексея Коткина есть книга «Сульская мозаика: повесть без выдумки», где писатель тепло, с юмором рассказывает об односельчанах. Видимо, пришла пора продолжить документально-художественную летопись. Все условия для этого есть.
Всё чудесатее и чудесатее
Возвращаюсь к попутчикам, те развернули бурную деятельность в фойе Дома культуры.
Мастерицы студии «Чудоручки» не зря так называются. Вот уже десять лет они учат земляков создавать чудеса своими руками.
На этот раз предлагают набить специальной краской рисунки на косынку. В фаворитах – лошадка в мезенском стиле, это и понятно: символ 2026 года и привет от первопоселенцев Коткино с Мезени.
На другом столе взрослые и дети старательно рисуют открытки с новогодними шарами и сочиняют пожелания постояльцам Пустозерского дома-интерната. С трудом справляюсь с чистописанием, пальцы привыкли стучать по клавиатуре компьютера. За усердие получаю книжную закладку в беспроигрышном конкурсе.
– Это традиция – дарить открытки бабушкам и дедушкам, они так радуются! – говорит руководитель студии Анастасия Боярская. – Мы каждый четверг собираемся в Доме мастеров этнокультурного центра на улице Тыко Вылки. Делаем куклы-обереги, украшения, фигурное мыло и многое другое. Если новая идея появляется – подаём заявку на грант. Участвуем в разных мероприятиях. Нам это нравится.
Ключевое слово – нравится, доставляет удовольствие, радость, причём не только самим мастерам, но и тем, кому они помогают поверить в чудо.
Послушай, Карлуша
Поднимаюсь на второй невысокий этаж по лесенке с рисунками чёрно-белых клавишей на ступеньках. Там репетирует молодёжь из окружного этнокультурного центра.
Вечёрочная группа «Выходи на круг» и ансамбль «Пороха» второй раз приезжают на фестиваль. Главная их задача – воспроизвести на практике старинные посиделки с играми, песнями, танцами и вовлечь в действо как можно больше людей.
– «Вечер-сокол» из села Несь, северные женские страдания «Черёмуха», «Кругом-кругом», – перечисляет Виктория Чупрова песни из репертуара команды. – Это нижнепечорский фольклор, Русский Север. Костюмы тоже в этом стиле. Стараемся жить в традиции.
Какова традиция, узнаем совсем скоро. В концертном зале раздвинуты по бокам ряды стульев, чтобы всем хватило места. На призыв вечёрочников сначала нерешительно, а потом всё более резво выходят участники фестиваля и зрители.
– Карлуша, Карлуша, Карлуша милый мой, Карлуша, Карлуша, Карлуша дорогой! Ни ты ко мне, ни я к тебе не будем мы ходить. Ни ты меня, ни я тебя не будем мы любить, – запевают заводилы и попутно показывают нехитрые движения кругового танца.
– А сейчас игра! Целовальная! – после такого объявления уже вышедший было в круг парнишка испуганно убегает за дверь, но затем с интересом оттуда наблюдает за происходящим.
Происходит же нечто озорное заводное и родное. И вот ты вместе со всеми бежишь, идёшь, догоняешь, подпеваешь, смеёшься, осваиваешь одну за другой фигуры кадрили и живёшь так, как когда-то давно жили хорошие трудолюбивые весёлые люди. Да, и обнимаешься, и целуешься, а как без этого?
За чаем с блинами и вареньем из коткинской клубники в семье Баевых, куда меня определяют на ночёвку, продолжаем делиться эмоциями. Старинная вечёрка открывает двери добрым воспоминаниям о людях, о традициях, о времени.
Эх, Карлуша!
Особенности национальной рыбалки
Утро второго дня начинается с этнозарядки за Домом культуры возле наряженной ёлки. Гости выспались, позавтракали и готовы к подвигам. «Суляночки» щеголяют в тёплых душегрейках и шапочках, отороченных белым мехом. Чисто боярыни!
Упражнения демонстрирует с уличной сцены тот самый бывший нянь, а ныне главный физрук Коткино Александр Романов. Помогают ему неутомимые вечёрочники. Руки в боки, присядочка, влево-вправо, эге-гей! Через десять минут организованная физминутка превращается в получасовую стихийную дискотеку с хороводами и сольными выступлениями. Согрелись! Пора готовиться к концерту.
Не сговариваясь, участники фестиваля привозят для выступления номера, связанные с рыболовным промыслом. Эта тема для печорских сёл не теряет актуальности по сей день.
Ради такого случая по призыву культорганизатора Татьяны Адаменко в фойе для антуража водружают лодку. Осталась от СПК «Сула», добротная, просмолённая, с вёслами. По стенам и под потолком развешивают сети, в сети запускают фактурных рыб, в небо – бумажных чаек.
В рыбной фотозоне аншлаг. Каждый хочет запечатлеть себя на фоне и внутри раритета. Пытаюсь изобразить девушку с веслом. Тяжеленное! А им ведь ещё и грести надо. А уж про то, как на таком судёнышке в реку-море выходить за рыбным урожаем, и представить страшно.
О том, как мужчин на многотрудную жатву со всем серьёзом из дома снаряжают-провожают, терпеливо ждут и с большой радостью встречают, коллективно рассказывают и показывают артисты.
Оксинские певуньи из хора «Маремьянина родня» одну за другой песни заводят. Репертуар у коллектива с 90-летней историей – ого-го какой! Руководитель Светлана Белова говорит, что со старожилами хора самолично по домам ходили, с людьми говорили, истории собирали, тексты записывали, мелодии запоминали.
Височные артисты из народного театра «Суфлёр» и фольклорного ансамбля «Северный родник» воссоздают на сцене цельное полотно сельской жизни, где есть место и байкам народным, и песням лиричным, и отсылкам к большой литературе.
– Любимую книгу Фёдора Личутина «Душа неизъяснимая» досконально, с карандашом в руках, проштудировала, многое оттуда взяла для сценария, – рассказывает режиссёр Великовисочного дома культуры Ирина Ржаницына.
Органично вписывается в канву повествования трио Павла Богатова, Владимира Безумова и Степана Фомина. А капелла и под аккомпанемент гуслей и гармони вокалисты мастерски раскрывают подробности сурового мужского ремесла.
Ну-те, братцы, поскорее забирайте невода!
Мы, при помощи Перуна, лодку рыбой нагрузим...
Позже, восстанавливая текст запомнившейся песни, с удивлением выясняю, что это отрывок из оперы «Аскольдова могила» Алексея Верстовского. Вот это глубина погружения в тему!
Обрамляют действо вокалистки хора «Суляночка» и их юные талантливые помощники. Завершают рыбацкую ассамблею сводный ход участников и дружный молодёжный хоровод. Зрители долго не отпускают артистов, благодарно аплодируют, одаривают похвалой, фотографируются на память.
Духовные закрома родины
На традиционном «разборе полётов» зачинатель фольклорного сбора Надежда Майорова каждого участника благодарит за верность народным традициям, за душевный отклик на хорошее дело:
– Когда начинала фестиваль, знала, что будут проблемные моменты. Это ведь сложное направление, не все им занимаются или занимаются не в нужном ключе. Сегодня вижу, что всё получилось. «Сульский ларец» будет жить. Главный показатель – много молодёжи с горящими глазами. Значит, мы всё правильно делаем.
По дороге домой наш ТРЭКОЛ почти полчаса сопровождает сияние. Такого мощного я ни разу не видела. Сполохи двигаются стеной, разворачиваются в широкое полотно, скручиваются в ровное кольцо, меняют цвет, поднимаются вертикально, стремительно перестраиваясь в новые фигуры.
– Тебе даже не сотни, а тысячи лет, – мысленно обращаюсь я к сиятельному попутчику. – Сколько же ты видело, сколько знаешь! Расскажи, пока не поздно, я запомню и передам по назначению.
Директор Культурного центра им. Н.С. Савинковой Надежда Майорова:
Когда начинала фестиваль, знала, что будут проблемные моменты. Это ведь сложное направление, не все им занимаются или занимаются не в нужном ключе. Сегодня вижу, что всё получилось. «Сульский ларец» будет жить. Главный показатель – много молодёжи с горящими глазами. Значит, мы всё правильно делаем.
Отзывы зрителей
Дмитрий Коваленко, глава Коткинского сельсовета:
– Любое выступление – это новые эмоции, новые впечатления, которые надо переосмыслить и в дальнейшем использовать. Радует, что к нам едут артисты из других поселений, проходят масштабные культурные мероприятия, люди обмениваются опытом. Мы всегда рады гостям!
Мария Коткина, учитель школы с. Коткино имени Н.Н. Змывалова:
– Знакомиться с разными коллективами, разными традициями – это здорово! Впечатлила самобытность и фольклор Нижнепечорья. Для меня лично это открытие. Каждый раз есть какая-то изюминка. Посмотришь, и настроение поднимается, и крылья вырастают. Такие мероприятия нам нужны. Надо продолжать.





