Вы здесь

Валерий Остапчук: О будущем авиации в Арктике

Валерий Остапчук: Авиапредприятие остро нуждается в обновлении взлётно-посадочной полосы / Фото предоставлено АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд»

Мы продолжаем вести рубрику, спикерами которой выступают депутаты окружного Собрания. Рассуждаем на самые разные темы – от детских мечтаний до глобальных проектов.

О полярной авиации в Ненецком автономном округе мы беседуем с директором Нарьян- Марского объединённого авиаотряда, депутатом регионального парламента Валерием Остапчуком.

Для предприятия нынешний год стал юбилейным на разные события. 12 апреля исполнилось 60 лет со дня первого полёта человека в космос, 1 марта – 90 лет полярной авиации, 30 сентября –
75 лет авиаотряду, 30 октября исполняется 45 лет как используется наша взлётно-посадочная полоса…

 

– Валерий Евгеньевич, с чего началась Ваша любовь к авиа­ции?

– Эта мечта детства и началась она со звука мотора самолёта Ан-2, парящего в небе. Мы жили на Украине, в городе Винница. Когда ещё мальчишкой бегал по двору, самолёты Ан-2 и военные Ил-28 часто летали над головой, и небесная стальная птица завораживала меня. Тогда и появилось непреодолимое желание стать военным лётчиком. Свою судьбу связал с небом, но стал лётчиком гражданской авиации.

В подростковом возрасте увлекался самолётостроением и ракетостроением в Доме пионеров. После школы занимался парашютным спортом, прошёл службу в армии.

Пробовал поступать в лётное училище до армии, но с первого раза не получилось, один раз документы потеряли в приёмной комиссии, второй раз нашли скрытую дальнозоркость. Но отступать от мечты мне совсем не хотелось. Тогда в моей жизни был хороший товарищ – инструктор по парашютному спорту. Он рассказал о полярной авиации, об особой красоте Крайнего Севера и достойной работе. С этого момента желание стать лётчиком стало ещё сильнее. Уже после службы в армии подал документы в лётное училище в Кременчуге и поступил с первой попытки. Так моя мечта претворилась в жизнь.

 

– Вы много лет в небе. Какие ощущения испытываете? Какие вылеты вам особенно запомнились?

– 35 лет назад я нашёл своё призвание и до сих пор занимаюсь любимым делом. За это время налетал более 11 000 часов. Все полёты мне очень дороги, каждый раз, когда летишь и видишь просторы нашей красивой тундры, диву даёшься, в каком же красивом месте мы живём.

Самый запоминающийся полёт связан с опасностью. В 1994 году мы спасали людей с борта теплохода «Яхрома». Трагедия случилась в Баренцевом море, судно в жуткий шторм набрало воды в носовой трюм и потеряло ход.

Перед вылетом меня предупредили сразу, что полёт опасен. В тот день мы нарушили всё, что возможно, выполнили работу за пределами всех ограничений и правил, которые регламентируют лётную деятельность. Есть определённые ограничения по ветру для вертолёта – 25 метров в секунду, в тот день скорость ветра была 33 метра. Нагрузки были колоссальными. Но всё же нам удалось снять с корабля 12 человек команды за 15 минут.

За проявленное мужество и отвагу работники Нарьян-Марского объединённого авиаотряда первыми в России были награждены орденами Мужества и медалями «За спасение погибавших».

Ещё случай – выполнение санзадания в канун Нового года. В семье оленеводов случилось несчастье. Дети в сильный холод обморозили руки и ноги, им нужна была срочная госпитализация. Днём 31 декабря вылетели в сторону Усть-Кары. В этот день прогнозы были совсем нелётные, летели практически по приборам. Долго искали чум, в течение часа не могли совершить посадку, только с шестого раза удалось посадить вертолёт.

Полёт составил 7 часов. Тогда поймал себя на мысли, что так и случается беда в небе. Только интуиция и опыт помогли справиться в этой сложнейшей ситуации.

 

– Вы возглавляете предприятие с 2014 года, были разные периоды – и подъём, и работа в сложных условиях, в том числе пандемия коронавируса. Расскажите, как удаётся справляться и какие видите перспективы развития?

– У авиации в Ненецком автономном округе есть будущее. Транспортные и пассажирские перевозки грузов, почтовые отправления, доставка лекарств в отдалённые посёлки всегда будут востребованы на Крайнем Севере.

Если говорить о первоочередных задачах, прежде всего для меня важно сохранить нашу воздушную гавань. Авиапредприятие остро нуждается в обновлении взлётно-посадочной полосы. Она выработала два срока службы. В настоящее время полоса находится в технической пригодности, ежегодно мы её ремонтируем. За последние десять лет в связи с физическим износом мы заменили более одной тысячи плит. Но её реконструкция обязательна. На ремонт полосы необходимо 8 млрд рублей. В федеральном бюджете запланированы средства на эти цели только в 2025–2030 годах. Но нас это совсем не устраивает, работы будут затянуты. В первый год будут проводить изыскания, потом проектирование, мобилизацию и только потом реконструкцию.

Чтобы не затягивать процесс реконструкции полосы, обратился за помощью к главе региона Юрию Бездудному. Благодаря этому идут переговоры с представителями Министерства транспорта РФ о внесении изменений в федеральный бюджет и включении расходов на наши работы в более ранние сроки.

Ещё думаю о возведении нового аэровокзала для пассажиров, между корпусом выдачи багажа и основным строением. Сейчас мы находимся в одном здании – и сотрудники, и пассажиры. Эти потоки надо разграничить и сделать всё для удобства пассажиров. Например, чтобы в одном зале могли ожидать два рейса почти 200 человек.

Другой важной задачей ставлю проведение ремонта в ангарах для технического обслуживания воздушных судов. Давно мечтаю о белых полах в таких помещениях. Составляющие культуры производства таковы: полы должны быть идеально чистыми и обязательно светлыми.

 

– Ваше предприятие славится семейными династиями в нескольких поколениях. Расскажите о них.

– В Нарьян-Марском объединённом авиаотряде за десятилетия сформировалось много лётных династий: Николай Борисович и Павел Молодовские, Виктор Иванович и Алексей Циваши, Алексей Николаевич и Николай Вокуевы, Николай Павлович и Руслан Шмарыгины, Николай Борисович и Виталий Булыгины, Александр Иванович и Виктор Шараповы, Владимир и Александр Короли. Дело своих отцов или дедов продолжают Сергей Федосеев, Дмитрий Безумов, Денис Явтысый.

Это здорово, когда сыновья идут дорогами отцов. Уверен, что и дальше династии будут продолжать славные крепкие традиции, заложенные предшественниками полярных лётчиков и техников.

 

– Валерий Евгеньевич, в этом году предприятию исполняется 75 лет. Какие запланированы мероприятия?

– В юбилейный год авиапред­прия­тия выпустим книгу «Крылья земли ненецкой», её составителем стала известная тележурналист Алина Выучейская. Сейчас книга находится в печати. В этом издании много фотографий, собрана информация о всех наземных службах, работники авиапредприятия делятся своими воспоминаниями, много архивных материалов, которые находятся в фондах авиаотряда. Это красивое красочное издание станет достойным подарком сотрудникам.

Многие сейчас пользуются разными мессенджерами, поэтому в юбилейный год для предприятия начали работу в Instagram. У нас появилась страничка avianao.ru, в ней история авиаотряда, много полезной и актуальной информации. Мы знакомим с наземными службами предприятия, с трудовой биографией сотрудников. Это работа нашла большой отклик среди жителей округа и авиационного сообщества страны.

Пользуясь случаем, хочу поздравить коллег с наступающим юбилеем. Благодаря вашему труду поддерживается безопасность полётов и надёжность функционирования воздушного транспорта в суровых климатических условиях Севера, обеспечиваются потребности жителей, предприятий и организаций.

Особые слова благодарности – ветеранам отрасли, которые обеспечили преемственность традиций отечественной воздушной авиации. Желаю всем крепкого здоровья и благополучия, чистого неба и дальнейших трудовых достижений на благо России и Ненецкого автономного округа.

 

Справка «НВ»

Нарьян-Марское авиапредприятие ведёт своё летоисчисление с 30 сентября 1946 года.

Приказом Северного территориального управления Гражданского воздушного флота в городе Нарьян-Маре был образован 228-й авиаотряд СТУ ГВФ. Первым командиром был Василий Емельянович Степанов. В 1947 году его сменил А. И. Сафонов. Тогда штат Нарьян-Марского аэропорта составлял 50 человек.