Вы здесь

Живопись – как способ свернуть горы

С портретом любимой бабушки / Фото из архива семьи Коньковых

Одиннадцатый класс – важный этап в жизни каждого школьника. Но с юным художником Константином Коньковым мы говорим не о школе, а о творчестве.

Ведь именно без него молодой человек не представляет своей жизни.

Это я позже узнала, что Костя – повелитель кистей и холста. Впервые увидела его совсем в другом амплуа.

На Дне рыбака в селе Несь юноша срывал аплодисменты проникновенным исполнением известных песен. Спросила у других зрителей, что это за певец, и узнала, что Костя – внук общественницы и хранительницы народных традиций Нины Семёновны Коньковой, с которой у меня этим вечером было запланировано интервью.

Она-то и показала мне картины юноши, которые как раз сушились в маленькой горенке деревенской избы. Виды северной природы – тундра, речные закаты – словно расширяли пределы маленькой комнаты, заменив скучные стены на лесные горизонты.

 

Портрет Полины Гагариной не удался

 

Удивительно, но такого мастерства юноша добился за три с небольшим года. До этого он и не помышлял о живописи, а окончил музыкальную школу по классу гитары, пробовал свои силы в вокале и был обычным учеником городской школы №5.

А в 14 лет по примеру своей одноклассницы, которая училась в школе искусств, решил попробовать рисовать. Костя почему-то решил начать именно с портретов, но сделал это подобно тому, как писал в речном путешествии свой плакат незабвенный Остап Бендер.

– Первым был портрет Полины Гагариной, – вспоминает Константин. – На тот момент у меня никаких знаний о рисовании не было. Я просто приложил офисный лист бумаги к монитору и обвёл карандашом. Получилось непохоже.

Но своих попыток он не бросил. Сейчас принято ругать интернет, но для многих любознательных и талантливых молодых людей именно он становится мощным подспорьем в стремлении к новым знаниям.

– Главную роль в моём обучении играет самообразование, – говорит юноша. – Основную информацию беру из сети «Интернет», там немало мастер-классов о живописи, её правилах, как скомпоновать цвета, разложить по тонам, чтобы получить эффект объёма. Я трачу на это довольно много времени, но результат меня радует.

 

Вдохновитель – любимая Мама

 

Когда Константин Коньков познакомил маму, Галину Алексеевну, со своим новым увлечением, она была поражена: когда успел так научиться? И договорилась о том, чтобы сына приняли, пусть и с испытательным сроком, на обучение на художественное отделение Детской школы искусств НАО.

– Мама – мой первый зритель, редактор и вообще – человек-вдохновение, – рассказывает художник. – Ни одна работа мимо её глаз не проходит. Когда рисую, всегда зову её и прошу посмотреть, как получается. Она всегда поправляет: тут нос не тот, тут цветок не реалистичный. Я слушаю, хотя соглашаюсь не всегда.

Ещё один критик – бабушка. Над её портретом я работал довольно долго. Мы только фото делали полчаса, её невозможно писать с натуры, она же вечно занята, то во дворе хлопочет, то куда-то идти надо… А писал её портрет я часа четыре. Понятно, что она не могла стоять у двери столько времени. Самое сложное было передать характер в лице, я считаю, что мне это удалось, и на сегодня это любимый мой портрет.

 

Холсты – не рукописи и всё-таки горят

 

Как рассказывает молодой человек, пишет он в основном в жанре реализма, модный среди молодёжи авангард ему не близок. И приукрашивать действительность он не очень любит.

– Я далёк от абстракции, то, что вижу, и то, что воспроизвожу на холсте, должно совпадать, – раскрывает секреты живописец. – Хотя стопроцентного сходства, например, в пейзаже, всё равно не добиться. Природа не статична, здесь всё меняется на глазах!

Несмотря на успехи, которых юноша достиг за такое короткое время, сам к себе он критичен и строг. Работы, которые автор считает неудачными, не задерживаются в его мастерской.

– Я их просто уничтожаю, – признается юноша. – Как-то ходили на пленэр гуашью, это был большой формат, а я вообще не люблю гуашью писать большие картины. Масло так не сохнет, а гуашь схватывается сразу, и мазки получаются какие-то рваные... В общем, то, что получилось, мне не понравилось. Я уже и забыл про этот живописный ужас в моём исполнении, а потом увидел, что эта ненавистная мне работа висит в школе искусств на стене. Подошёл к преподавателю Ольге Олеговне и попросил, чтобы работу сняли. Она мне её отдала, я пришёл домой и сразу её порвал. Но если раньше я просто сжигал эти холсты, то теперь замазываю старый рисунок и пишу сверху заново. У меня есть один большой холст, на нём уже четыре работы. Писал к конкурсу портрет Рахманинова. Конкурс прошёл, а портрет остался. А весной решил писать, а холста нет. И тут вспомнил про тот портрет. Вот он мне и пригодился.

Костя говорит, что за три года живопись стала важной частью его жизни, и свою судьбу он планирует связать именно с ней. Юного художника покорило чувство могущества настоящего творца, когда твоё вдохновение может изменить целый мир.

– Я же не просто воспроизвожу то, что вижу, я могу менять реальность, могу реки повернуть вспять! И вот эта сила творчества дорогого стоит. Ради этого ты будешь терпеть и холод, и ветер, и критику, и неудачные работы!

Сегодня Костя готовится сразу к трём персональным выставкам, которые пройдут в центре декоративно-прикладного творчества, детской школе искусств и пятой городской. Советуем посетить: вдруг именно вам удастся разглядеть, под каким именно пейзажем прячется композитор Рахманинов?