Вы здесь

Опыт для развития регионов

Обсуждение насущных вопросов самоуправления шло конструктивно и с большой заинтересованностью / Фото Игоря Ибраева

В НАО прошли заседания комитетов Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по вопросам местного самоуправления и по делам Севера и малочисленных народов.

Словами приветствия открыл мероприятие председатель постоянной комиссии Собрания депутатов НАО по вопросам госустройства и местного самоуправления Александр Чурсанов.

Он отметил, что Ненецкий автономный округ – уникальный регион России.

 

Особенности нашего региона

 

– НАО – единственный субъект, в котором один город – Нарьян-Мар и один муниципальный район – Заполярный, где практически отсутствует наземное транспортное сообщение между населёнными пунктами. Вопросы местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, а также городского округа определены федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предусмотрено, что каждый субъект может осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ. Наш округ, один из немногих, данным правом воспользовался – в 2014 году был принят соответствующий окружной закон, – напомнил парламентарий.

В числе перераспределённых с муниципального уровня – полномочия в сфере образования, культуры и спорта, жилищного строительства.

– После принятия окружного закона депутатский корпус неоднократно возвращался к этой теме, поскольку на практике регулярно возникают вопросы. Например, многие главы сельских поселений говорили о необходимости возврата полномочий в сфере культуры на муниципальный уровень, – подчеркнул Александр Чурсанов.

Также он затронул вопрос о находящемся на рассмотрении Госдумы проекте федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Законопроект был направлен в регионы для обсуждения и выработки предложений и замечаний.

– Проект вызвал широкое обсуждение, особенно у органов местного самоуправления. Собрание депутатов НАО после проведения ряда совещаний с представителями муниципалитетов направило свои предложения. Для нас самое главное, чтобы деятельность органов местного самоуправления была эффективной и согласованной с различными уровнями публичной власти, – дополнил депутат.

Принимающий участие в работе комитета депутат Госдумы Михаил Кисляков отметил, что к проекту федерального закона после обсуждения в регионах и на различных площадках поступило более 760 поправок, в этой связи законопроект требует существенной переработки.

 

Опыт – дело наживное

 

Прибывшие на заседание парламентарии поделились практикой инициативного бюджетирования, как важного инструмента активизации населения в решении вопросов местного значения. Обсудили проблемы кадрового обеспечения органов местного самоуправления и ряд других вопросов.

Заседание проходило в смешанном формате – очном и онлайн.

О формах и методах вовлечения населения и бизнеса в процессы принятия решений по местным инициативам рассказали представители Законодательного Собрания Вологодской области, Государственного Совета Республики Коми и Архангельского областного Собрания депутатов.

 

Поработали продуктивно

 

Подводя итоги обсуждения, председатель постоянного комитета по вопросам местного самоуправления ПАСЗР из Рес­публики Карелии Анна Лопаткина в частности сказала:

– Сегодня в повестке было семь вопросов. Много времени уделено вопросам инициативного бюджетирования и проблемам кадровой подготовки органов местного самоуправления. Инициативное бюджетирование важно прежде всего потому, что позволяет оперативно на низовом уровне решить ту или иную проблему. Привлечь дополнительные средства юридических и физических лиц для реализации местных небольших проектов. И в этом плане представленный опыт Вологодской области, Коми и Карелии всем интересен. Например, появилось новое направление, такое, как «народный бюджет школе». И за всем этим мы видим рост активности самих граждан, инициативных групп.

Также мы обсудили проблемы кадрового обеспечения органов местного самоуправления. Здесь и текучесть кадров, недостаточное финансирование – небольшие зарплаты, и отсутствие достаточной профессиональной подготовки. По данной проблематике обменялись опытом, будем решать эти вопросы системно.

 

Справка «НВ»

Членами Парламентской Ассоциации Северо-Запада России являются законодательные (представительные) органы государственной власти 11 субъектов Северо-Западного региона РФ.