В Ненецком автономном округе выявлению творческих способностей у детей уделяется особое внимание
Серьёзную работу в этом направлении ведут окружные учреждения дополнительного образования.
Недавно в Нарьян-Маре состоялся тематический круглый стол под председательством координатора партийного проекта «Новая школа» в НАО Татьяны Бадьян. Его участниками стали педагоги, руководители образовательных учреждений и общественных организаций, депутаты.
Присутствующие рассказали о своём опыте работы с одарёнными детьми, обсудили проблемы, которые при этом возникают. Почётным гостем круглого стола был председатель правления Союза писателей России Николай Иванов.
– Мы должны показать каждого творческого человека вне зависимости от места его жительства. Если он работает, создаёт произведения живописи, музыки и другие, то это будет замечено и оценено, – отметил драматург. – Надеемся, что у нас в глубинке живёт много талантливых людей. Есть одна очень мудрая фраза о том, что таланты рождаются именно в провинции, а умирать приезжают в Париж. И это верно.
Как вырастить юных учёных
О научной работе с талантливыми детьми рассказала учитель городской школы № 4 Валентина Ананьевна Антоничева.
По словам докладчика, научное и техническое направление в работе с детьми становится всё более актуальным:
– Главное, чтобы дети не отрывались от реальности. Мы стараемся использовать все способы для того, чтобы дети получали хорошее образование и могли выбрать уже на этапе обучения ту профессию, которая им больше по душе. На сегодняшний день в Сочи работает образовательный центр «Сириус».
Важно, что дети, обучаясь в нём, могут заключить договор с крупными компаниями, такими, как «Роскосмос», за их успехами наблюдают, и в будущем у одарённых выпускников уже будет место работы!
Также Валентина Антоничева подчеркнула, насколько важно, чтобы школьники работали над проектами вместе. По мнению педагога, современные дети отвыкают от живого общения:
– Они даже рядом друг с другом общаются только через соцсети! В «Сириусе» мы задавали детям вопрос, дескать, представьте, что случится, если не будет Интернета? У детей был ступор, они не понимают, как это возможно. Наша важнейшая задача – вернуть их в реальный мир. И тут могут помочь точные науки: физика, химия, биология. Ведь это и есть настоящая жизнь. Но в то же время надо следовать веяниям прогресса. Дети должны уметь писать простейшие программы, заниматься робототехникой. Соблюсти этот баланс – важнейшая задача современного образования.
В тонкой сфере искусств
На круглом столе выступила и директор городской Детской школы искусств Ирина Пудовкина, которая рассказала о реализации на базе учреждения проекта летней творческой школы для одарённых учеников:
– Создание творческой школы «Дети Севера–2018» позволяет использовать все возможности для развития их личности, интеллектуальных и творческих способностей. Количество мест ограничено, и приём на эту смену шёл на конкурсной основе, поэтому в число учеников попали лучшие. Именно общение и уроки с преподавателями консерваторий и университетов, которые были приглашены к нам и работали с музыкантами и художниками, творческая атмосфера и в каком-то смысле атмосфера конкуренции непременно принесут свои плоды в будущем. Правильно организованный досуг детей, создание условий развития их творческого потенциала, расширение сферы деятельности, формирование мотивации к изучению и познанию нового – основные составляющие в работе летней творческой школы.
Ирина Пудовкина подчеркнула, что проект был реализован на средства недропользователей. Кроме того, помогали бюджетные учреждения: окружной Этнокультурный центр, Ненецкая окружная библиотека имени А. И. Пичкова, Ненецкий краеведческий музей и студия аэродизайна «Воздушая лавка».
Во время работы творческой смены музыканты и художники не только получали новые знания, умения и навыки, но и щедро делились ими. Участники школы «Дети Севера–2018» подготовили концерты и мастер-классы для воспитанников летних лагерей-площадок, организованных на территории Нарьян-Мара.
Мы только в начале пути
Дискуссия о проблемах воспитания и обучения одарённых детей шла около полутора часов. Общественники и педагоги, высказывая различные мнения о текущем положении дел, соглашались в главном: работу вести необходимо, и результат проявится со временем.
Заместитель директора Ненецкого регионального центра развития образования Елена Хабарова обратила внимание присутствующих на то, что современные школьные программы не рассчитаны на работу с одарёнными детьми, которые иногда не готовы работать по общим стандартам. Педагог поделилась примером из своей практики, когда ребёнок вёл себя не совсем обычно, но в то же время блестяще успевал по всем предметам. В заключение Елена Хабарова сказала, что самих преподавателей надо учить работать с одарёнными детьми.
– Мы находимся в начале пути, и только совместная работа, заинтересованность всех участников процесса дадут желаемый результат, – резюмировала итоги круглого стола Татьяна Бадьян.
Николай Иванов:
В глубинке живёт много талантливых людей. Есть одна очень мудрая фраза о том, что таланты рождаются именно в провинции, а умирать приезжают в Париж. И это верно.
Как попасть в центр «Сириус»?
Приехать в центр могут школьники от 10 до 17 лет, демонстрирующие выдающиеся успехи в науках – математике, физике, химии и биологии; спорте – хоккее, фигурном катании и шахматах; искусстве – классическом балете, живописи и академической музыке (фортепиано; струнные инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа; духовые инструменты – гобой, кларнет, саксофон, фагот, труба, валторна, тромбон, туба, флейта; ударные инструменты) и литературном творчестве.
Цифры и факты
40 регионов России начали создавать образовательные центры по модели «Сириуса».
2021 – к этому году создадут подобные центры во всех регионах.