Союз детских и юношеских писателей (СоюзДетЛит) запустил проект «Завтрашние классики: лидеры общественного мнения (ЛОМы)».
Современные детские авторы в ходе проекта учатся выступать перед широкой аудиторией, нарабатывают навыки актёрского мастерства, получают медийную поддержку.
В число таких учеников довелось попасть и мне. В группе литобъединения «Заполярье» ВКонтакте я выкладывала заметки о ходе учёбы, которые решила обобщить и поделиться ими на страницах главной газеты НАО. Возможно, для кого-то они станут стимулом обратить внимание на свои творческие способности и развить их с помощью опытных мастеров слова.
Не просто союз, а страна детства
СоюзДетЛит удивляет меня с первого дня знакомства – вот уже второй год. Вступив в члены сообщества, моментально попадаешь в другое измерение, в пучину событий. Здесь на всю страну живёт и взаимодействует большой дружный коллектив, днём и ночью людно, шумно, весело, интересно, уютно.
В многочисленных чатах и мессенджерах активно обсуждаются события каждого творческого дня. Есть своя «Страна книг» и «Клуб сказочников», «Пятничные посиделки с художниками» и «Воскресные чтения», «Болталка» обо всём и «Продвижение» авторов в самое лучшее.
Вполне естественно звучат споры о космических ёжиках и межгалактическом семинаре, пользе смешных книг и вреде серого уныния. Не зря говорят, что любой коллектив детских авторов слышно издалека, у них постоянно в голове работает детский канал восприятия окружающего.
Вполне естественно, что детские писатели – чаще всего учителя, воспитатели, психологи по профессии. А ещё это всегда исследователи детства и мастера по созиданию нового литературного мира для ребят. Этот мир необходим, ведь детям нужны ответы на вопросы своего времени.
Что интересно и удивительно: возможности для развития организаторы литературного процесса преподносят на красивой тарелочке – знай учись, впитывай, вдохновляйся. А ещё – каждое литературное событие автора становится предметом для обсуждения, поощрения и запечатления в балльно-анкетных дневниках. Стимулов творить, развиваться – предостаточно!
Детский писатель – не только автор книг, а человек, открывающий детям мир творчества, вдохновения, красоты, знаний. Большая ответственность. Надо учиться!
Проектом не нахвалюсь, учёбой не нарадуюсь
В этом году мне посчастливилось попасть в обучающий проект «Завтрашние классики: лидеры общественного мнения», попросту говоря – ЛОМы.
Начались занятия с лекций и практикумов от детского писателя-сказочника, режиссёра Ирины Сосновской (творческий псевдоним Василиса Кошкина) – человека удивительного обаяния, профессиональных знаний и опыта. Каждая онлайн-встреча – волшебное действо, наполненное живым словом, счастьем общения, радостным познанием. Она выдала много секретов публичных выступлений.
Мы учились общаться с аудиторией через экран монитора и живьём, создавать эффект присутствия, вести диалог глазами и делиться творческой энергетикой через дырочку видеокамеры.
Ирина Сергеевна говорила много, густо по смыслу, эмоционально, интересно, не отпуская с крючка слушателя ни на минуту, учила личным примером. Сначала я искала, к чему придраться, где «не верю», но быстро оставила глупую мысль и начала радоваться, что оказалась в классном коллективе единомышленников.
Работали под девизом «Детство – это единственное, что нас всех объединяет». Научились распахивать створки дыхания, адекватного мышления, не замыкаться в малом кругу собственных мыслей, справляться с растерянностью и волнением. Мы мычали, рычали, зевали, тараторили и болтали головой, как шариком на шее-ниточке. И всё это, чтобы в работе с детьми быть услышанными, тогда можно направлять, вдохновлять, учить, помогать.
А дети? Их надо просто любить, от занудного отличника до заядлого озорника, и искренне радоваться каждой встрече.
На быстрине с Еленой Ульевой
С 1 сентября занятия в проекте стали каждодневными. Первые две встречи – с детским писателем Еленой Ульевой. Это педагог, автор более пятисот обучающих и художественных книг для детей. Как же нужно трудиться, чтобы столько успевать в творчестве? Не зря её сравнивают с Корнеем Чуковским по тиражу книг!
Стремительный темп занятий, поток ценной информации, опять-таки из личного опыта, не оставили сомнений, что идей и вдохновения у Елены Александровны есть ещё на много сотен книг. Просто писателю надо верить в себя, думать о других, каждый день работать над собой и с текстами.
Вот немного советов от автора:
– на встречах мы делимся энергией и знаниями; чтобы отдавать энергию, её надо накопить;
– при подготовке нужно перенаправить волнение, думать не о себе, а о тех, перед кем планируется выступать;
– мечтать о глобальном: кем дети станут и какой вклад в это внесу я, общаясь с ними на встрече;
– важна уверенность в себе, а любовь к себе даёт эту уверенность;
– уныние не работает, надо быть открытым, в тонусе, полным энергии;
– развивать эмоциональный интеллект, чтобы контролировать себя, изучить свои особенности, а если почувствовали дискомфорт – нашли причину, устранили или поменяли к ней отношение.
ЛОМовые итоги
ЛОМы дают не только знания, но и уверенность. Сейчас в проекте работают коллеги-писатели и преподаватели Ярославского государственного театрального института им. Ф. Шишигина (ЯГТИ). По косточкам разбираются элементы выступления, основы самопрезентации.
Первым итогом стал зачёт: каждый участник проекта должен был выбрать фрагмент произведения, записать видеролик с чтением его наизусть, продемонстрировать полученные знания и умения. Мне показалось удачным взять фрагмент своего рассказа «Как Егорка в тундре насекомых изучал»: учить знакомый, прочувствованный материал легче, пригодится на встречах с детьми, да и о нашем округе было интересно рассказать.
По итогам зачёта преподаватели отобрали тридцать человек для продолжения обучения в индивидуальной форме с получением сертификата по завершении. Наш «Егорка» попал в это число, ура!
В конце октября у меня первое занятие с Иваном Алексеевичем Щукиным, преподавателем секции сценической речи ЯГТИ. Впереди знакомство с элементами актёрского существования, упражнения на психофизическое освобождение, технику речи и главное – работа с текстом.
Пора завершать повествование. Спешу на очередной урок, который принесёт новые знания и умения.
А двери в СоюзДетЛит открыты для всех, кто хочет творить доброе детство.
Кое-что из секретной копилки Василисы Кошкиной
Как проводить встречи с детьми:
– без назиданий и скуки
– без спешки и суеты
– укрепив эмоциональную связь искренними личными примерами
– с нагнетанием обстановки и созданием интриги
– не закольцовываться вокруг одной темы.
Важно: как общаться с детьми, попавшими в трудные жизненные обстоятельства? Путь один: быть твёрже, устойчивее, не вставать на их волну, оставаться собой, и тогда велика возможность вывести ребят к свету.
Автор выступает. О чём позаботиться?
– выглядеть достойно и на свой возраст
– использовать фирменные элементы своего образа, узнаваемые детали
– создать свои устойчивые традиции, интересные, объединяющие
– огорошивать, удивлять, смешить, вовлекать.
Важно: развивать у детей чувство их своезначимости; не оставлять тяжёлую атмосферу после себя; подводить в итоге к чему-то материальному, а не эфемерному.




