К несомненным преимуществам Ненецкого автономного округа принято относить природные богатства. Когда перечисляют их, обычно имеют в виду нефть и газ
Между тем большим ресурсом нашего региона является ещё и выход к побережью Северного Ледовитого океана, Севморпути – единой транспортной коммуникацией России в Арктике.
Ненецкий автономный округ омывается Белым, Баренцевым, Печорским и Карским морями Северного Ледовитого океана, морские перевозки для региона играют существенную роль.
Поэтому вполне логичным было решение о строительстве морского порта на Печоре, принятое на заре развития региона. Произошло это 7 октября 1929 года, когда к причалу Белощелья пристал пароход «Умба». Главной причиной строительных преобразований стало открытие в 1930 году Воркутинского месторождения угля. Для его доставки к потребителю, а также грузов для строительства воркутинских шахт существовал только один путь – через Печорский порт.
27 октября 1931 года подписан приказ №1 о вступлении в должность начальника порта Михаила Моисеевича Моисеева и формировании штатного расписания порта. Эту дату принято считать его днём рождения, правопреемником которого сегодня является Нарьян-Марский морской торговый порт.
По волнам памяти
Председатель ветеранской организации Валентин Кириллович Тярасов отработал в порту сорок лет. После окончания Архангельского мореходного училища и прохождения практики его сразу взяли на должность лоцмана. Ветеран признаётся, что даже сам такого не ожидал.
– Мне только 21 год исполнился, пришёл молодой, щупленький по сравнению с работавшими лоцманами, – вспоминает Валентин Кириллович. – Тогда ещё платили подъёмные и зарплату сто двадцать рублей. Думаю потому, что я один после училища был, у остальных только курсы. Вначале меня направляли только на маленькие суда. Особенно тяжело было по 12 часов стоять на мостике, когда за баржой идёшь. Старые лоцманы не любили этот рейс, меня отправляли. Так, потихонечку, лоцманы ко мне привыкли, хотя поначалу отношение было настороженное.
А вдруг контрабандист?
Видимо, разглядели бывалые мореходы, что пришёл к ним отнюдь не новичок, и диплом свой он получил не напрасно. Ведь до Нарьян-Мара побывал Валентин Тярасов во многих дальних плаваниях: из Советского Союза возил древесину в Тунис и Северную Ирландию, пшеницу – в Египет, а в Данию – уголь для электростанций. За моряками строго следили – а ну как контрабандой советских граждан снабжать дерзнут?
– Ещё во время моей учёбы пришли мы в Данию. Я зашёл в магазин и увидел недорогие шариковые ручки (у нас в СССР их ещё не было), купил штук тридцать, чтобы на весь год хватило – красные, синие, зелёные: важное в конспектах выделять, – вспоминает ветеран. – Затем пришли в Ригу, там таможня. Не знаю, чем уж я таможеннику подозрительным показался? Только на практику пришёл, нашёл контрабандиста! Всю постель переворошил, искал. Ручки, как и положено, я в документ вписал. Хорошо, за меня капитан вступился, а то чуть не отобрали…
Но провезти контрабанду морякам всё же удавалось – импортные вещи всегда можно было выгодно продать, ценились и сеточки для волос. Поэтому прятали запрещённые вещи в бочонках, в пожарных щитках. Такое было время. Ведь зарплату за загранрейсы получали в валюте, а потратить её можно было только за рубежом или разменять на чеки, которые принимали в магазине «Альбатрос». Особо по магазинам погулять не удавалось.
– На берег сходили, но это всё были маленькие порты, – рассказывает Валентин Тярасов. – В ГДР не выходили, далеко от города стояли. Когда были в Париже, нам предлагали экскурсию, но моряки отказались, нужно было заплатить за автобус, не захотели. Так не попал я в Париж, по одному нас не отпускали. Зато к нам приходили люди, познакомиться, пообщаться, там много русских живёт.
Зелёный остров нравился больше, чем Красный город
В Нарьян-Марском порту Валентин Кириллович начал работать в 1968 году. Жили лоцманы на острове Зелёный, в ста километрах от города. Пароходство выкупило там домик, его отремонтировали и устроили лоцманскую базу.
– Условия там хорошие, даже повар свой был. Топили углём, – поделился воспоминаниями Валентин Тярасов. – В городе мы бывали только между рейсами. Первое время получалось на шесть человек по десять проводок в месяц, а в 1977 году в округ пришли геологи, работы прибавилось! Мы делали по двадцать с лишним проводок, идёшь, бывало, глаза закрываются. Всегда хотелось выспаться, лет десять так продолжалось! В городе ведь не отдохнёшь, как на острове. Когда первый раз с острова в город приехал, смотрю, всё серое, песок, пыль. На острове – зелень всегда, красиво.
Жилищный вопрос не портил горожан
Морпорт в середине прошлого века был одним из градообразующих предприятий, поэтому работать там было не только престижно, но и выгодно. Да и жилищный вопрос решался во многом благодаря тому, что порт самостоятельно, преимущественно за свои средства, вёл строительство. До сих пор один из городских микрорайонов старожилы называют Портовым.
– Нас с коллегой из питерской мореходки поселили в конторе морского порта, – говорит Валентин Кириллович. – Сначала хотели в барак, да мы наотрез отказались. Жили в одной комнате, пока семейными не стали. Тогда нам отдельные квартиры дали. В моей – печка огромная, но тепла вообще не давала, надо было ремонтировать. Порт потом отремонтировал её, но главное – пол перебрали, теплее стало. Потом и очередь на квартиру подошла, нам повезло получить жильё в последнем доме, который строил морской порт. Правда, жили мы с подселением, надо было всех жильём обеспечить, времена наступали трудные. Хорошо, что тогда успели сделать реконструкцию причала. Привезли металлический шпунт, его забили. Нам же сигналят из пароходства, мол, стройку останавливайте. Начальником тогда был Николай Алексеевич Одегов, как-то этот вопрос всё же решили. А ведь благодаря именно этому причалу морпорт и остался на плаву. Поставили хорошие двадцатитонные краны, сейчас можем обрабатывать большие грузы.
«Если работать, то честно, соблюдая закон!»
Но больших грузов старенькие причалы не видели уже давно. Спад начался ещё в 90-е годы. В 1982 году порт обработал рекордные 432,5 тыс. тонн груза, а в 1994-м всего 42,2 тыс. тонн. Страну накрыли перемены, и многие предприятия поглотила волна перестройки.
– Невероятно тяжело было всем. На сегодняшний день объём груза, соответственно, и работа самого морского порта напрямую зависит от федеральных и окружных программ, – делится директор Нарьян-Марского морского торгового порта Александр Гармаш. Основные грузы, которые мы перевозим – строительные. Если в данной сфере, как в нынешнем году, начинается спад, непременно сказывается и на нашей работе. Пятьдесят тысяч тонн, которые мы обработали в этот сезон – катастрофически мало.
Снижение темпов строительства в округе – не единственная проблема, которая требует скорейшего решения, считает директор предприятия. Автор этих строк предположил, что люди больше стали пользоваться сухопутным транспортом, но это не так.
– Дорога нам конкуренцию не составляет, поскольку ещё не построена до конца. Больше нам вредят незаконные выгрузки, осуществляющиеся некоторыми предпринимателями, с нарушением требований Водного кодекса и других федеральных законов, направленных на защиту водных биоресурсов, – говорит Александр Гармаш. – В настоящее время распоряжением губернатора Ненецкого автономного округа создана межведомственная рабочая группа для анализа ситуации, связанной с разгрузкой (погрузкой) грузов вне территории Нарьян-Марского морского торгового порта. Считаю, что работа этой группы даст положительные результаты. Будет соблюдаться законодательство РФ, защита биоресурсов Печоры, на которой мы живём и трудимся, и станет весомым вкладом в празднование Дня реки Печоры. Портовики с особым чувством отнеслись к инициативе его проведения.
В поиске новых перспектив и задач
Однако и в данной непростой ситуации Александр Викторович видит перспективы развития порта. При всех немыслимых трудностях предприятие продолжает жить и встречает 90-летний юбилей – это вселяет надежду.
– В первую очередь благодарен тем, кто сегодня работает в порту. – Все наши люди – золото, – считает Александр Викторович. – Представьте – порт существует 90 лет! До сих ничего не рухнуло, всё функционирует, в том числе техника 70-х годов выпуска. Естественно, хвала конструкторам, её создателям. Но людям, которые умудряются всё это сохранить – хвала вдвойне! Очень надеемся на разработку новых месторождений в округе, читаем на страницах, в том числе окружной газеты, о перспективах. Я не вижу иной логистики, кроме портовой.
В поисках новых заработков в порту вспомнили, как говорится, хорошо забытое старое.
– Когда-то у нас была ремонтно-строительная группа, занимались ремонтами, строили дома. Недавно оформили документы, теперь у нас есть право вести ремонтно-строительные работы, которые сейчас, например, выполняем для «Ненецкой нефтяной компании». Надеемся на сотрудничество с ЗСК «Заполярье», возможно, найдём для себя нишу в строительном деле, – делится планами руководитель. – Людей подбираем, обучаем, надо, чтобы у них было несколько профессий. В общем, на месте не сидим, постоянно находимся в поиске решений, чтобы увеличить доходность и сохранить наше предприятие с гордым названием Нарьян-Марский морской торговый порт.
Пользуясь возможностью, предоставленной редакцией газеты «Няръяна вындер», поздравляю ветеранов и действующих сотрудников порта с юбилеем! Всем крепкого здоровья! Нам 90 лет!