Вчера
1931 год. С упразднением агентства Северного морского пароходства в Нарьян-Маре создан самостоятельный порт. Через Печорский порт организовано снабжение всего Печорского бассейна. Ведущее место в грузоперевозке занял каменный уголь.
1933 год. Приняты первые три тысячи тонн угля. Начались дноуглубительные работы, которые завершились в 1938 году. С развитием судоходства на Печоре увеличились пассажирские перевозки.
До начала войны. По Генеральному плану развития порта развернуто большое строительство жилых и служебных зданий. Возведены морской вокзал, электростанция, больница, поликлиника, баня, столовые, магазины. Построено здание гидрографии, где разместилась лоцманская служба. В Захребетной завершилось строительство причала, жилых домов, клуба, столовой, магазина.
В годы Великой Отечественной войны коллектив порта выполнял все задания по обслуживанию военно-морских судов, заправке топливом, проведению грузовых операций. Контингент работников в этот период в корне изменился. Мужчины уходили на фронт, на смену приходили старики, женщины, подростки. Темпы работ ни в одной службе не снизили. В июле 1943 года печорскому порту была присуждена третья премия ВЦСПС и Наркомфлота.
1968 год. В память о погибшем в августе 1942 года экипаже «Комсомолец» работники порта установили обелиск, на постаменте которого находится адмиралтейский якорь. В День Победы к подножию обелиска возлагают венки, а в день гибели – 17 августа – живые цветы.
Буксирный пароход «Комсомолец» был построен в Норвегии в 1866 году, бывшее название – «Сарпен». Расстрелян немецкой подводной лодкой У-209 у острова Матвеев в Баренцевом море.
В 1974 году порт приобрел самоходный плавучий кран СПК-8 грузоподъемностью 16 тонн, производства Венгрии. Кран носит имя «Евгений Шкрябин», назван в честь Евгения Степановича Шкрябина, проработавшего много лет механизатором порта.
Сегодня
2015 год стал рекордным по перевалке грузов по сравнению с шестью предыдущими периодами. Большой объем грузов завезли с целью ремонта и строительства дорог в НАО.
По состоянию на 1 сентября 2016 года с начала навигации в Нарьян-Марском морском торговом порту было разгружено 28 речных и 18 морских судов.
Всего перевалено 26 тысяч тонн щебня и отсева, более 15 тысяч тонн песка и 16 тысяч тонн генеральных грузов. Большую часть грузов составляют строительные материалы – 74% от всего грузооборота. Среди генеральных грузов основная доля также приходится на железобетонные плиты, сваи, цемент, оборудование, кирпич. В производственном процессе по выгрузке/погрузке задействованы 9 единиц специальной техники и 28 человек, 19 из которых привлечены дополнительно на период навигации.
Сезон транспортировки стройматериалов продолжится до середины октября. Руководство порта планирует, что в 2016 году будет обработано порядка 150 тысяч тонн груза. Объем перевалки в 2015 году составил около 135 тысяч тонн, в 2014 году – 50 тысяч тонн.
Завтра
После проведения реконст-рукции Нарьян-Марского порта грузооборот должен вырасти до 350 тысяч тонн.
По итогам конкурсной процедуры по разработке проектной документации реконструкции морского порта Нарьян-Мара победителем признано ООО «Балт-морпроект». Подготовка проектной документации займет чуть более года. По оценке руководства, предполагаемый грузооборот в результате реконструкции составит 175 тысяч тонн навалочных грузов, 140 тысяч тонн генеральных и 35 тысяч тонн контейнерных.
Разработчик проекта реконструкции должен будет выполнить комплексный расчет технологии погрузочно-разгрузочных работ по всем видам обрабатываемых грузов, определить оптимальное количество и параметры реконструируемых объектов капитального строительства порта, выполнить расчет технических параметров операционной акватории и подходного канала. А также предусмотреть места для хранения и обработки контейнеров, реконструкцию объектов и средств навигационного обес-печения и безопасности мореплавания. По результатам проектных работ будет определена и предельная стоимость модернизации порта.
– Мы заказали проект реконструкции НММТП. Нам необходимо привести в порядок два причала, с тем, чтобы порт был «настроен» на обработку 250-350 тысяч тонн в год, – сказал губернатор Игорь Кошин. – Нынешние причалы имеют ресурс проработать до 2019 года, и за это время мы должны приступить к реконструкции.
По материалам архива
семьи Спирихиных