Вы здесь

Слово о моём педагоге

Александра Носова с воспитанниками / Фото Предоставлено Центром образования НАО

В выпуске окружной газеты № 113 (21455) от 17 октября методист Ненецкого регионального центра развития образования Ольга Бороненко писала об итогах конкурса «Слово о моём педагоге» для учителей и воспитателей.

Он проводился в рамках Года педагога и наставника с целью выявления и обобщения актуального инновационного педагогического опыта в системе образования.

В конкурсе эссе участвовал 21 педагог из городских и сельских школ, детских садов.

Победителем в номинации «Наставник в моей профессиональной карьере» стала Ольга Данилова – учитель школы № 4. Призерами – Мария Шевелёва – из школы № 5 и Антонина Хозяинова – из Тельвиски.

В номинации «Образование в России: вчера, сегодня, завтра» лучшим признано эссе Надежды Востриковой из Ненецкой средней школы имени А. П. Пырерки.

Жюри отметило эссе Ирины Митькиной – учителя из Красного и Анастасии Хабаровой из Ненецкой средней школы имени А. П. Пырерки.

В номинации «Воспитатель – профессия будущего!» победила Валентина Синченко из детсада «Радуга», призёрами – Ольга Шитикова из детада «Теремок» и Оксана Соболева – из п. Красное.

В номинации «Педагогические традиции моей семьи» лучшее эссе у Александры Носовой – педагога-психолога детского сада «Гнездышко».

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей её эссе.


 

Педагогика с участием, с любовью

Много-много лет назад, когда я ещё училась в 11-м классе, передо мною встал вопрос: кем быть? Какую профессию выбрать? Что я умею? Что получается лучше всего?

Сложный вопрос! Преуспев во всех предметах в школе (кроме, пожалуй, физики), трудно было определиться, что же действительно моё?

Я решила, что надо остановить свой выбор на том, что мне действительно нравится. Стать учёным историком. Писать интересные научные статьи, ездить на разные семинары по всей России и даже миру. Прямо видела себя в этой роли. Не знаю почему, но такая картинка сложилась в моей голове. Получилось ли это? Сбылись ли мои нетривиальные планы? Нет.

Я поступила в Поморский государственный университет на исторический факультет. По баллам прошла не в «учёную группу», а в «учительскую». Судьба! Баллов не хватило – и это определило всю мою дальнейшую судьбу.

А кто же был рад больше всего, что я решила связать свою жизнь с педагогикой? Ну, конечно, мама и бабушка. Они педагоги и считали, что лучшей профессии и быть не может.

Бабушка Александра Александровна Маркова – заслуженный педагог, всю жизнь проработала в дошкольном образовании и ушла на пенсию уже будучи заведующей детским садом.

Мама Октябрина Михайловна Маркова, которая весь свой профессиональный путь посвятила детям из неблагополучных семей. Вышла на пенсию, когда создала с нуля в школе посёлка Красное клуб «Дружная семейка» для детей, которые нуждаются в особом внимании и заботе. За свой труд получила премию «Женщина года» в номинации «Я сердце детям отдаю».

Профессия педагога и правда была мне ближе всего. С детства помогала бабушке, играя роль Снегурочки на утренниках в детском саду. А маме – готовиться к разным мероприятиям, проводила, ещё сама будучи школьницей, игры с «мамиными детьми», готовила конкурсы, даже сочинила гимн для их клуба.

Мне было хорошо и интересно среди детей, поэтому перспектива стать педагогом меня ничуть не пугала. Я тоже всем сердцем полюбила эту профессию.

Ещё в университете на практике, когда руководители в один голос хвалили меня и радовались успехам, я начинала осо­знавать, что именно этим хочу заниматься в жизни – быть педагогом!

Мне 35 лет и я работала в разных сферах образования, с разными детьми, искала своё направление деятельности. Вначале были школьники среднего звена, потом дети, оставшиеся без попечения родителей, сейчас – дошкольники. Есть с чем сравнить, педагогический охват довольно широкий от 0 до 18 лет.

Хочу сказать: какие же они все разные – наши дети! Нет одинаковых. Каждый – это индивидуальность, личность со своими внутренними установками.

Но всё же одно их объединяет – наивное восприятие мира. Они всего лишь дети. А ребёнку нужен взрослый, который будет делиться с ним своим опытом, необходим неравнодушный, искренний человек рядом. Который сможет не только научить, но и понять, правильно воспринимать происходящее, поддержит, когда что-то не получается.

По моему мнению, педагог – это прежде всего неравнодушный человек.

Ему не всё равно, что происходит с ребёнком в данный момент: обижен он или расстроен, а может, сбит с пути, а может в семье не всё хорошо.

И чтобы он не пошёл искать поддержки где-то на стороне, может я, как педагог, смогу ему помочь?

Именно так учили меня в университете, так советовали и мама с бабушкой. Педагогика с добрым лицом, с участием, с любовью. А иначе и быть не должно.

Мамы уже нет с нами три года, но внутренний родитель по-прежнему там, из глубины души подсказывает мне: всегда будь на стороне ребёнка, он слабее, а значит, ему труднее.

Так и иду я по своему профессиональному пути с открытым сердцем. Да, иногда ранят, порой бывает больно, но зато я знаю, что всё делаю правильно.

В своё время многие педагоги совершали настоящие подвиги ради детей, не жалели даже своей жизни.

Например, Януш Корчак добровольно пошёл на казнь вместе со своими воспитанниками, которых фашисты приговорили к смерти. Он имел право уйти, на него не распространялась эта мера, но не смог поступить иначе, и сопроводил до конца в последний путь своих подопечных. Это говорит об огромной любви к детям.

Ещё один подвиг учительницы Виктории Сото восхищает меня до глубины души. Когда в школу ворвался подросток с оружием и начал расстреливать всех подряд, молодая учительница спрятала своих первоклассников в шкаф, а сама была убита. Ценою её жизни были спасены 16 детей.

И таких примеров много! Этим летом, отдыхая в солнечном Дагестане, я с сыном была на экскурсии в городе Махачкала. Гид подвёз нас к необычному памятнику: хрупкая женщина, в руках книга и глобус. Взгляд устремлён вперёд, словно она кому-то что-то объясняет.

Гид пояснил, что он посвящается всем русским педагогам, которые приезжали в Дагестан в послевоенные годы.

450 русских учителей, чаще всего молодые девушки, сразу после педвуза были направлены в этот горный край с суровыми традициями и обычаями. Многие из них даже не представляли, куда едут.

Привыкать к новому жизненному укладу, к чужому быту было несомненно сложно, но любовь к своей работе и чувство патриотизма помогли им освоиться на новом месте и внести существенный вклад в развитие образования Дагестана.

В завершение мне бы хотелось привести высказывание педагога Василия Сухомлинского: «Я твёрдо убеждён, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, – настоящий человек».

Это ещё раз говорит о том, что педагог – это человек с большим сердцем и высокой внутренней культурой.

Я люблю свою профессию, она мне близка по духу.

Очень люблю детей! И горжусь носить это почётное звание – педагог.