Героиня очерка Людмила Аркадьевна Чипсанова вспоминает свою историю работы в главной газете НАО.
В год 95-летия «Няръяна вындер» мы рассказываем о тех, кто в разные годы внёс немалый вклад в общее дело создания газеты, которая уже через пятилетку отметит вековой юбилей.
Сотни замечательных профессионалов – журналистов, печатников, корректоров, верстальщиков и других специалистов стояли у истоков славного печатного издания, участвовали в её становлении, развивали лучшие традиции, заложенные ещё в далёкие 30-е годы.
Корректор Людмила Чипсанова на протяжении десятков лет отвечала за то, чтобы родная «Няръянка» приходила к читателям без опечаток и погрешностей.
Не думала – не гадала
Людмила пришла работать в окружную газету в 1983 году. Думала, что временно, а задержалась надолго.
Уже спустя несколько месяцев почувствовала, что вошла в круг доброжелательных, интересных и преданных своему делу людей, для которых работа в СМИ не просто заработок (как и теперь – весьма скромный), а нечто большее.
Знакомые и друзья ей не раз предлагали сменить место службы, но Людмила так привязалась к газете, которая стала для неё родной, коллегам, что, казалось, лучше и быть не может.
– Мне нравилось, – вспоминает она, – находиться в гуще новостей и событий. Одной из первых узнавать, что интересного, значительного происходит в городе и округе, общаться с талантливыми коллегами. Стремительный ритм редакции оказался мне по душе. Работа корректора научила усидчивости и внимательности при вычитке текстов. А со временем и привычка выработалась. Редакция и типография тогда располагались на Смидовича, 19. Сейчас, когда прохожу мимо, на окна гляну – и что-то внутри вдруг защемит. А перед глазами все, кто там в те годы работал…
Сразу после трудоустройства Людмила поступила на заочное отделение Московского издательско-полиграфического техникума имени русского первопечатника Ивана Фёдорова по специальности корректирование книг и журналов. Окончила его и стала уже квалифицированным специалистом.
Кто бы знал…
Возможно, кто-то не в полной мере понимает работу корректора и меру ответственности. Мол, чего там – читаешь себе заметки, исправляешь орфографию и пунктуацию, – делов-то…
Ан нет! У этого вида деятельности есть свои далеко не простые правила и законы. Ответственности воз и маленькая тележка, а благодарность в последнюю очередь.
Ведь за день приходится вычитывать не одну-две полосы газеты, а много больше. Все недочёты в тексте надо согласовывать как с автором, так и с главным редактором.
А когда ещё работали на старом оборудовании, приходилось то и дело спускаться в типографию к наборщикам и линотипистам что-то уточнять, о чём-то предупреждать.
Про работу со справочной литературой и словарями и говорить не приходится. Каждое новое слово, понятие и так далее корректор проверяет не один раз – и только затем в чистовом варианте возвращает на окончательную вычитку главному редактору, ответственному секретарю, автору.
Свободного времени практически нет. При этом нагрузка на глаза просто колоссальная. И волей–неволей, а короткие перерывы здесь необходимы как дыхание.
– Вот, – улыбается Людмила, – кто бы знал, какая это большая ответственность. – А ведь ещё бывает и такое, что вроде всё проверил на несколько раз, всё исправил, всё согласовал. Редактор подписал полосу и – в печать. А наутро приходишь и узнаёшь, что какая-то неточность всё же проскочила. Так что этот труд бывает и не очень-то благодарным.
Чужой по духу здесь не приживётся
Людмила вспоминает, что на работу её принимал опытнейший главный редактор Валерий Николаевич Селивёрстов.
Всегда спокойный, внимательный, готовый в любой ситуации защищать своих сотрудников.
Это был великий труженик, беззаветно преданный газетному ремеслу, родной «Няръяна вындер». Он так бережно относился к корректорам, что не позволял лишний раз журналистам к ним заходить. А иногда даже плакат вывешивал на кабинете – «Тише! Идёт читка!».
Его заместитель – фронтовик Евгений Дмитриевич Ружников – также был профессионал высокого класса и порядочный человек. Требовательный, но не придирчивый. Всегда мог помочь и объяснить, если возникали вопросы по текстам. Когда он вышел на заслуженный отдых, то часто заходил в редакцию, она была для него вторым домом.
В эти годы начинали свою деятельность в «НВ» будущий главный редактор Александр Николаевич Зайцев и ответственный секретарь Александр Михайлович Меситов. Оба выпускники факультета журналистики МГУ, творчески одарённые молодые люди.
– И весь коллектив был очень дружный, задорный, нацеленный на одно – делать газету качественной и современной. В такой среде, конечно, стараешься соответствовать уровню коллег-профессионалов. Совершенствоваться. Всё время учиться у них терпению, выдержке, тщательности в исполнении своих обязанностей, – рассказывает Людмила. – Много лет я отработала рядом с мэтром корректорского дела Валентиной Демьяновной Сербиной. Она вводила меня в профессию. Очень внимательная, грамотная, всегда приходила на помощь. В дальнейшем уже мне довелось помогать новичкам в освоении избранной специальности, я старалась привить им любовь к родной газете.
Обогревал стихами и не только
Наша героиня застала ещё то время, когда в редакции было печное отопление. Дрова заготавливали в летнюю пору и хранили в большом сарае.
Одно время главным истопником по совместительству был знаменитый поэт Алексей Пичков. Он приходил раньше всех, заносил несколько охапок поленьев, щипал лучины и разводил огонь.
Постепенно в помещениях становилось теплее, а запах древесины, смешанный с дымком, придавал редакции домашнего уюта.
– Алексей Ильич с семьёй жил в доме на улице Тыко Вылки, что рядом со Смидовича, 19. У них с супругой Александрой Алексеевной было четверо детей, поэтому подработка в качестве истопника не была лишней. Заработки у корреспондентов были небольшие. Когда мы приходили на работу, в здании было уже натоплено. Пичков позаботился! Он не только писал материалы в газету, ездил по населённым пунктам округа, к оленеводам, рыбакам, но и готовил для коллег поздравительные посвящения в стихах – к дню рождения, важным датам. Тёплые, с юмором, – вспоминает Людмила.
Это судьба
Оказалось, Людмила Аркадьевна исподволь, ещё школьницей, готовила себя к профессии корректора.
Когда её мама Валентина Ивановна писала письма родным, Люда частенько брала и перечитывала эти странички из школьных тетрадей и старалась что-то поправить, расставить запятые, исправить ошибки.
Дело в том, что мама смогла окончить лишь начальную школу. Потом началась война, и надо было помогать семье. Выучившись на тракториста, девушка пошла работать в поле.
Валентина Ивановна не всегда была довольна такими проверками дочки, но мирилась. Внутренне, конечно, радуясь, что девчушка растёт грамотным человеком.
– Сейчас, – говорит наша героиня, – вспоминая и оценивая прошлое, я думаю, что мне по судьбе была предначертана дорога в это ремесло. Очень горжусь, что работала со многими прекрасными людьми, настоящими профессионалами своего дела. Среди них и супруги Владимир и Валентина Фомины, Роза Королёва, Раиса Кутахина, Вероника Выдрина, Надежда Нестерова, Лариса Абесадзе, супруги Роберт Вылка и Галина Торцева, Николай Будилов, Алексей Пичков, Людмила Захарова, Татьяна Бобрикова, Илья Навагин, Иван Ружников, Сергей Бычихин и другие специалисты отделов редакции. Каждый на своём месте выполнял общее дело – создание газетных номеров. Всех вспоминаю с теплом и добрыми мыслями.
Вместо эпилога
Однажды во время какого-то праздника в редакции с Людмилой разговорилась одна из журналисток. И в ходе беседы та посетовала, что вот, дескать, руководство почему-то больше любит не корреспондентов, а корректоров… В чём тут секрет?
А секрета, собственно, никакого нет. Просто главный редактор, ответственный секретарь и корректоры целый день работают вместе над газетными полосами. И если где-то что-то пропустили, то вся ответственность ляжет на главного. Поэтому он и старается, чтобы у кураторов правописания всегда был позитивный трудовой настрой.
И тут, как ни крути, а корректоры всегда были и будут первыми после редактора специалистами, если говорить об ответственности за грамотный газетный продукт.