Вы здесь

Вернуться в надежный фарватер

Капитан морского торгового порта «Нарьян-Мар» обратился к депутату Госдумы Сергею Коткину за поддержкой. Встреча Владимира Буданова и Сергея Николаевича состоялась сразу после официального завершения морской навигации в Ненецком автономном округе.

В рамках региональной недели Сергей Коткин обсудил с капитаном морского порта Владимиром Будановым ситуацию на стратегическом для округа предприятии. Единственный в НАО крупный портовый комплекс, имеющий для региона стратегическое значение, нуждается во внимании. Об этом и сообщил депутат журналистам.

Заход лишним не бывает
Во встрече также принял участие секретарь Ненецкого регионального отделения партии «Единая Россия» Денис Гусев, который является депутатом Архангельского областного Собрания депутатов.
Владимир Буданов подробно озвучил парламентариям итоги завершившейся навигации. По его словам, за последние три года уменьшилось число заходов судов в порт, падает грузооборот.
Капитан привел следующие данные: если в 2015 году суда совершили в порт 290 заходов, а перевалка составила 250 тысяч тонн грузов, то в 2016 году эти цифры составили 220 заходов и 220 тысяч тонн грузов. Предварительные итоги нынешней навигации выглядят следующим образом: 170 заходов судов и перевалка 130 тысяч тонн грузов.
Одной из причин падающего значения порта Буданов назвал обмеление Печоры. Если раньше, по его данным, по фарватеру и в районе морпорта глубина реки достигала 5 и более метров, то сейчас – 3,4-3,6 метра.
– В результате в порт не могут заходить крупнотоннажные суда, – отметил капитан морского торгового порта «Нарьян-Мар». – А меньше тоннаж – больше цены, в итоге некоторые крупные подрядчики отказываются от морских перевозок и переключаются на зимник.
Он также напомнил, что в развитие морпорта, который находится в собственности округа, за последние годы не было вложено ни рубля. Более того, была убрана диспетчерская служба, не ведутся работы по оформлению на реке мест разгрузки и погрузки грузов и пассажиров, администрация морпорта переведена в удаленное от объекта неприспособленное здание, где отсутствуют необходимые для обеспечения безопасного движения судов средства связи.

Причал для нелегала
Большую тревогу вызывает и состояние причалов морпорта. Как сообщал ранее главный инженер предприятия Александр Гармаш, в 2019 году заканчивается срок действия заключения государственной экспертизы на причалы № 1 и № 2. Это для них своего рода гарантийный срок.
– Вероятность того, что они не пройдут новую экспертизу, очень велика. И в этом случае морпорт останется только с одним действующим причалом № 4. Для полноценной работы порта этого недостаточно, – уверен главный инженер. – А ведь порт обеспечивает транспортную доступность и продовольственную безопасность региона, является стратегически важным для округа.
По мнению Владимира Буданова, еще одной проблемой, требующей срочного вмешательства, являются нелегальные причалы. По меньшей мере три подобных самодельных причала в летнюю навигацию оборудуются предпринимателями в районе Качгортинской, Лесозаводской и Захребетной курьи. В необорудованных местах выгружают за сезон еще порядка 80–90 тыс. тонн различных грузов. При этом бизнесмены не получают лицензию на обработку опасных грузов, не оформляют свои гидросооружения как причалы для погрузо-разгрузочных работ, не соблюдают технику безопасности, а также уклоняются от уплаты налогов за осуществление этого вида деятельности.
– Есть постановление правительства, в котором четко указан участок берега реки Печоры, где можно загружать и выгружать грузы, – рассказывает о наболевших проблемах депутату Государственной думы Владимир Борисович. – Там указано, как должно быть оборудовано место, что должны быть проведены дноуглубительные работы, подведены к причалу дороги. Однако ничего этого не делается. Получается, что мы сами подталкиваем людей к нарушению правил. Суда уходят разгружаться либо в Кармановку, либо в Лесозаводскую курью. Например, судовладельцы сами оборудовали место выгрузки на Лесозаводе, но я вынужден запрещать им это, готовить представления. Хотя предложить взамен мы им ничего пока не можем.
Схема действий нарушителей довольно-таки проста: баржа проходит из верховий Печоры в курью и там самостоятельно проводит разгрузку или погрузку. По словам Владимира Буданова, на самодельные причалы полномочия федеральных властей не распространяются, он не имеет права перегородить проход или запретить разгрузку.

Транспортная безопасность – задача № 1
Сергей Коткин попросил капитана морского порта подготовить на его имя письмо с подробной информацией о состоянии и проблематике предприятия, которую он озвучит во время встречи в Госдуме с министром транспорта РФ Максимом Соколовым, а также доведет до сведения врио губернатора Ненецкого автономного округа Александра Цыбульского.
– Портовые терминалы Заполярья имеют стратегическое значение для экономики и безопасности не только НАО, но и всей российской Арктической зоны, а также Северного морского пути, – говорит депутат Государственной думы. – Денег на оздоровление морпорта требуется, конечно, немало, но проблему надо «раскачивать», под лежачий камень вода не течет.
Как было отмечено во время встречи, одним из мотивов для оздоровления морского порта «Нарьян-Мар» может стать строящаяся дорога на Усинск, которая свяжет НАО с Большой землей.
– Эту дорогу ждут не только в округе, но и в Коми, так как для республики откроется выход через наш морпорт на Северный морской путь и на Европу, – рассказал о далеких перспективах предприятия Владимир Буданов.

 

Справка «НВ»
Проектную документацию реконструкции морского порта «Нарьян-Мар» готовит ООО «Балтморпроект» (г. Санкт-Петербург), признанное в конце апреля этого года победителем открытого конкурса. Стоимость контракта – 159,9 млн рублей, срок выполнения работ – 390 дней. Как следует из технического задания, предполагаемый грузооборот в результате будущей реконструкции должен составить 175 тыс. тонн навалочных грузов, 140 тыс. тонн генеральных грузов и 35 тыс. тонн контейнерных грузов. По результатам проектных работ также будет определена предельная стоимость модернизации порта. Источники финансирования всех предполагаемых работ до сих пор не определены.