Вы здесь

Свои дома пустозеры красили в жёлтый цвет

Дом Володиных. Село Великовисочное / Фото предоставлено автором

Путешествие во времени и пространстве.

Адрес пустозеров во второй половине XIX века менялся дважды. Сначала был таким: Пустозерская слободка Пустозерской волости Мезенского уезда Архангельской губернии. Но к концу уходящего века адрес изменился…

Этому событию предшествовало личное посещение Архангельским губернатором Н.Д. Голицыным отдалённой восточной половины Мезенского уезда летом 1887 года. В «Обозрении Печорского края» он отметил трудности сбора официальных статистических сведений и сношения с губернскими и уездными центрами управления Архангельском и Мезенью. Губернатор предложил в качестве естественного административного центра и лучшего пункта для административного надзора Печорского края Усть-Цильму. В 1891 году был учреждён Печорский уезд. К концу XIX века новый адрес предков – Пустозерск Пустозерской волости Печорского уезда Архангельской губернии.

Обратимся к цифрам. Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел за 1890 год даёт такую картину: на огромной территории Архангельской губернии всего 8 уездов, 100 волостей. В Мезенском уезде 16 волостей, в том числе самая большая по десятинам земли Пустозерская, самая многочисленная из них – Усть-Цилемская. Всего селений в уезде 229. Плотность населения: сельских жителей на 1 версту (1,07 км) – 0,9. 2164 пустозера, проживающих в 21 селении.

 

Пустозерск глазами художника

 

Город того времени увидим глазами художника Александра Борисова, который в путевых очерках «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» описал словами и создал картины о «необычайной красоте загадочного полярного мира» в 1897-1898 годах. Картины «Самоедское волостное правление в Пустозерске», «Дом в Пустозерске после сильной снежной метели», «Церковь в Пустозерске» помогают нам представить жизнь наших предков.

«Тяжёлое впечатление производит Пустозерск. Это (вместе с селением Куей) последние проблески жизни оседлой, хотя убогой и тяжёлой, но всё же скроенной по известной нам мерке. Есть церковь довольно большая, но новая… В Пустозерске 9-10 домов, только 4 из них новы и порядочны, всё же остальное пришло в крайнюю ветхость. Стоит Пустозерск посреди тундры, и ни кустика, ни холмика, только ветер неугомонный свистит да засыпает холодным снегом», – пишет художник Борисов.

 

Поселения и важные моменты истории

 

Статистика отмечает оживление припечорских деревень на фоне запустения Пустозерска.

В бывшем волостном Городке насчитывалось всего 26 дворов, при приходе, в котором приписаны и устьянские жители, открыта школа грамотности в 1890 году. Детей обучали священник Преображенской церкви Иоанн Зуев и псаломщик Иоанн Иванов.

Наши предки осваивают удобные промысловые места и вывозят с собой семьи. Растёт Тельвисочная деревня в Екушенском Шаре, в 1859 году в двух десятках дворов проживает 149 жителей. Здесь открыт самоедский приход в 1862 году, в который входили государственные крестьяне близлежащих деревень Макаровской, Екушанской и самоеды. Здесь родился будущий епископ Белгородской епархии Никодим (Александр Михайлович Кононов) (1871-1919). Церковно-приходская школа работает с 1887 года.

В списке населённых мест отмечена рыбацкая Куя с тремя десятками дворов и более сотни жителей. Здесь создан Куйский приход, зимой и летом проводятся ярмарки. На острове Куйском и в местечке Калатыга (на противоположном берегу Печоры) держали оборону в период Крымской войны 80 ополченцев-крестьян Усть-Цильмы, Ижмы и Пустозерска под руководством лесничего Мезенского лесничества ссыльного князя Евсевия Палавандова. Они несли службу по обороне устья Печоры от возможного вторжения англо-французской эскадры до сентября 1855 года. Силами энтузиастов краеведческого музея установлен памятник ополченцам в 2011 году.

В селении Великовисочном на притоке Печоры – Великой Виске – стояли 90 дворов, в которых проживало около пятисот человек. Здесь было замшевое заведение, четыре лавки мелочной и питейной торговли. Построена новая деревянная церковь во имя святителя Чудотворца Николая (1873), открыт приход (1845), к которому приписаны Лабожское, Тошвиска и выселки Сульский, Индигский, Курбас. В 1869 году открыто одноклассное приходское училище. Жили там пинежский купец Семён Иванович Володин и местный купец Николай Петрович Дитятев. Дом Володина, построенный в 1898 году, после реставрации и капитального ремонта стал сельским музеем в 2010 году. В экспозициях его отражена история села Великовисочного.

Оксинское селение тоже имело свой приход с 1842 года, который объединил деревни: Голубковку, Бедовое. Сопку, Нарыгу, Андег. В 48 дворах проживало 257 человек. В 1885 году открыта церковно-приходская школа. Здесь родились мои прадеды Иван Просвирнин и Никон Сумароков. Они «вырастили» семейное древо из 152 семей, объединительным центром которого стала моя бабушка Мавра Никоновна. Ей я посвятила книгу «Государственные крестьяне Архангельской губернии Сумароковы и Просвирнины».

В Голубковке в 1876 году проживал 31 человек. Эта родина печорской сказительницы, члена Союза писателей Маремьяны Романовны Голубковой. В год 130-летия со дня рождения сказительницы в сентябре текущего года Музейное объединение НАО организовало проект «Маремьянина тропа». Группы туристов, в том числе и я, посетили Голубковку, Оксино, узнали историю её жизни, познакомились с выставкой «Печорские жонки», приняли участие в празднике села Оксино.

 

Жизнь предков

 

Любопытные записки этнографа Фёдора Михайловича Истомина, опубликованные в «Предварительном отчёте о поездке в Печорский край летом 1890 года», дают нам возможность погрузиться в атмосферу жизни пустозеров. Секретарь этнографического отдела Императорского русского географического общества определил задачу обследовать население низовой русской Печоры, находящееся в пределах губернии в Усть-Цилемской и Пустозерской волостях Мезенского уезда. На простой телеге и пешком обследовал он места проживания.

Сравнивает пустозеров и усть-цилемов. Отмечает у первых больше чистоты и щеголеватости в одежде. Более зажиточные пустозеры носят жилеты и пиджаки. По характеру они более подвижны, чем усть-цилёмы, но в то же время скромнее их, словоохотливы, радушны и энергичны. Нравственность пустозеров, по общим отзывам, стоит высоко. У богатых пустозеров праздничный стол отличается особым обилием блюд.

Глазами современника увидим наши деревни: «В Пустозерской волости чаще можно встретить дома старинной архитектуры с резьбой и вычурными крыльцами. Вместо дымовых кирпичных труб дымники, украшенные резьбой. Перед каждым домом возвышаются перекладины или прясла, которые служат для просушки рыболовных сетей или выветривания звериных шкур. Огромные дома обшиты тесом и выкрашены в жёлтый цвет. Внешний вид селений указывает на промысловый образ жизни».

Усть-Цильма глазами этнографа выглядит так: «При входе в селение прежде всего поражает обилие колодцев, длинные коромысла над которыми, с веревками или цепями, возвышаются чуть ли не у каждого двора. Расположение построек старинное, не плановое, но теперь замечается стремление придать ему стройный вид. Получилось уже две довольно правильных улицы с деревянными тротуарами около домов, почти все двухэтажные».

 

Перепись населения 1897 года

 

Первая Всероссийская перепись населения Российской империи, приуроченная к 27 января 1897 года, дала впервые на всём земном шаре возможность собрать одновременно на пространстве одной шестой части земной поверхности громадный ценный материал. В переписи Российской империи записано 127 млн человек.

Мы узнали о занятиях населения Пустозерской волости – морской, речной, лесной промыслы, скотоводство, торговля, рыболовство, извоз. Их профессии: рыбак, птицелов, скотовод, хозяин мелочной лавки, хлебный вахтёр, пекарь просфор, швея, почтальон, медицинский фельдшер, ветфельдшер, содержатель земской станции, ямщик. Среди прочих специалистов записаны прислуга, работник, сборщик податей, кухарка.

Информация об образовании весьма скудная: учился у отца, один класс сельской школы, духовное училище, приходское училище, сельское училище, школа военных кантонистов. Интересен перечень государственных должностей: волостной старшина, волостной писарь, староста при волостном правлении, полицейский урядник, начальник почтового отделения. приказчик винного оптового склада.

В Пустозерской волости служили священнослужители: священник, псаломщик, законоучитель. Учтено население военного звания: бывший унтер-офицер, ратники ополчения 1-го разряда, ратники 1 и 2-го разрядов, солдаты.

Перепись фиксирует временно проживающих специалистов: столяр, стекольщик, переплётчик, иконописец, кузнец, слесарь, делопроизводитель, шкипер дальнего плавания, помощник механика корабля, а также гостей и постояльцев в домах жителей за отсутствием гостиниц в то время. Есть информация о крестьянском, купеческом, духовном и военном сословиях. Более подробный материал переписи с упоминанием фамилий опубликую в книге.

 

Продолжение следует...