Вы здесь

Заветный талон, или Все решает случай

«На прием без очереди» – таким лозунгом приветствуют детские и взрослые поликлиники всех жителей Нарьян-Мара и поселка Искателей. Но если в Искателях это почти соответствует истине, то в городе ситуация обстоит совсем иначе.

Получить консультацию у детского невролога – наиболее острая проблема всех родителей города Нарьян-Мара. Хотя сейчас существует несколько способов записи на прием: звонок в службу единой регистратуры по телефону 2-10-03, запись через сайты gosuslugi.ru или doctor83.ru. Но получить заветный талон к неврологу можно исключительно по четвергам в 16.00 в порядке живой очереди по направлению педиатра или другого специалиста.

Как не заработать нервный тик
Многие родители с детьми, порой даже с грудными, приходят за два часа до начала выдачи талонов. Но самое примечательное, отстояв очередь, вы можете не получить заветную бумажку. Талоны просто заканчиваются. Потеряно время, потрачены нервы! А как быть тем родителям, которые по ряду причин не могут именно в это время прийти в поликлинику? Что им делать в такой ситуации? Ведь на очередь из 40–50 человек талонов всего от силы 20.
– Я полтора месяца не могу записаться к неврологу, – взволнованно рассказывает молодая мама Елена Бармаченко. – То не успеваю подойти в нужное время, то талоны заканчиваются прямо передо мной. Знакомые подсказали обратиться к неврологу в поликлинике поселка Искателей. Приехала без талона, в регистратуре оформили карточку, в порядке живой очереди попала к врачу. Игорь Калинин – прекрасный специалист, принял замечательно, несмотря на то, что мы пришли не по месту жительства. Конечно, проблема на этом не решилась, но в тот момент я нашла выход из ситуации.
Корреспондент «НВ» на себе испытала несовершенство системы записи на прием к врачу. И, последовав примеру Елены Бармаченко, отправилась в поликлинику Заполярного района, записала ребенка к врачу через единую регистратуру и получила консультацию специалиста. Но ведь не каждая мама сможет поехать на прием в рабочий поселок, тем более если у нее нет личного автотранспорта или возможности оплатить такси. А на автобусе с грудным ребенком в мороз не каждый захочет ехать.
– Мы наблюдаемся у Елены Долинки, – стоя в очереди, пояснила молодая мама Светлана. – Хочется пойти к врачу, знающему наши обстоятельства. Поэтому поездка в Искатели для меня не выход.
Проблема записи к врачу постоянно муссируется в социальных сетях. Сейчас инициативная группа направила обращение к главе региона Александру Цыбульскому. В нем говорится, что детской поликлинике просто необходим еще один штатный невролог, ведь недостаток кадров налицо.
Уже больше года функционирует медицинский центр «Санавита». Стоимость первичного осмотра невролога – 1 100 рублей. Сумма немаленькая. Но даже платную консультацию все равно приходится ждать. Талоны появляются по четвергам и расходятся как горячие пирожки. Поэтому, как ни крути, стоять в очереди придется.
И кто из родителей получит заветный талон в этот четверг, решит случай.
Кроме невролога, через регистратуру детской поликлиники надо записываться к кардиологу и на ЭКГ. Но тут так остро проблема не стоит. Работники регистратуры идут навстречу и, если талоны доступны, то поверив на слово о наличии направления, записывают по телефону.

Хождение по мукам
Если в детской поликлинике попасть на прием без талона невозможно, то и во взрослой дела обстоят ничуть не лучше. Вот история, которая произошла с автором этих строк в минувшем октябре.
Получив долгожданный талон в службе единой регистрации, я отправилась к назначенному времени на прием к хирургу. Консультация была остро необходима, потому что сильная боль в ноге не давала покоя. Прихрамывая, пришла в поликлинику. У кабинета хирурга было столько людей, нуждающихся в помощи, что негде было присесть. Одни пришли на перевязку, другие на мед-осмотр, третьи на прием. Заняв очередь, сразу подумала, что сначала примут больных с талонами. Тех, кто пришел по времени, всего три человека. Но не тут-то было. Через час моего ожидания из кабинета вышла медсестра и сообщила: «Прием закончен, теперь медосмотр». И, разумеется, все, кто пришли на медосмотр, после этих слов начали подтягиваться ближе и ближе к дверям заветного кабинета, не обращая внимания на людей с талонами в руках. Тогда я, уже изрядно разъяренная, влетела в кабинет врача и стала возмущаться, что еще не все больные приняты, и начала обвинять медицинский персонал в равнодушии и неумении организовать работу.
Конечно, врач осмотрел мою ногу, успокоил, посетовал на сложности профессии, пояснил причины появления боли и сказал о необходимости операции. Назначил время – и благополучно отправил домой.
Но дело на этом не закончилось. Придя через несколько дней на операцию, я поняла, что на это время назначено еще пять человек. И медсестра всех вызывает сама. Отсидев около часа, так и не дождавшись вызова, со слезами на глазах от боли и обиды я ушла из поликлиники, про себя подумав, что лучше мучиться, чем получать такую бесплатную медицинскую помощь.
Конечно, те, у кого более сильный характер, возмущаются, жалуются главному врачу, пишут гневные письма. Я же расстроилась и просто ушла. Уже позже выяснила, что эта проблема насущна и очень волнует других жителей города.
Но дело не только в невозможности вовремя получить хирургическую помощь. Нарьянмарцы жалуются, что трудно записаться на бесплатное УЗИ, к кардиологу или установить холтер (Портативный медицинский прибор, который регистрирует электрокардиограмму и артериальное давление. – Прим. ред.) Из-за того, что люди не могут вовремя попасть на прием, риск осложнений, безусловно, возрастает. Во-первых, они не могут получить необходимую консультацию, а во-вторых, стрессовая ситуация негативно сказывается на их здоровье.
И еще. Чтобы выписать рецепт на получение необходимого лекарства, нужно ждать около недели, потому что талонов к терапевту постоянно не хватает. Многие люди просто не обращаются к врачу, потому что есть шанс не попасть на прием, потратив время впустую у кабинета врача.
– Мы болеем сейчас, а не завтра или через неделю, – переживая, рассказывает Маргарита Смирнова. – Далеко не все терапевты принимают без талонов. А на дом врача не вызовешь, когда нет температуры. Очень настораживает равнодушие медперсонала к пациентам, сидящим в очереди.
Конечно, изменить сложившуюся, отчасти сумбурную систему обслуживания, нелегко. Ведь трудно оказывать медицинскую помощь, когда не хватает профильных специалистов. По информации, опубликованной на сайте medsoc.adm-nao.ru, в ГБУ НАО «Ненецкая окружная больница» открыто больше 30 вакансий. И врачи не могут принять больше пациентов, чем положено. Им тоже свойственно болеть или уходить в отпуск. Но то безразличие, с которым порой сталкиваются больные люди, определенно усугубляет положение.

 

И. о. главврача окружной больницы
Андрей Паневин:

– В детской поликлинике по совместительству на 0,5 ставки работают два невролога. По норме они должны принимать 8-9 человек, а на прием приходят по 20–25, и врачи никому не отказывают. Если родители не могут записаться на прием к детскому неврологу в поликлинику города, то всегда могут обратиться в поселок Искателей.
Похожая ситуация и с хирургом во взрослой поликлинике. Врач работает на неполную ставку, но, не считаясь с личным временем, принимает абсолютно всех. Объясняется эта ситуация острой нехваткой специалистов, потому что в наш регион неохотно едут медицинские работники.