Вы здесь

Крыло за плечами

Первые шаги. Сергей Орлов и его первый дельтаплан. Середина 1970-х

Еще с детства Владимир и Сергей, сыновья авиамеханика и фронтовика, заболели небом. Отец брал их с собой на аэродром, на котором кипела авиационная жизнь – взлетали и садились «аннушки» и «яки», урчали грузовики и бензозаправщики. Владимир Владимирович вспоминает, что в аэропорту на приколе стоял старенький По-2 – списанный, санитарного типа. Они с братом с удовольствием играли в воздушные бои на самолете-ветеране.

После окончания школы Володя мечтал поступить в Бугурусланскую летную школу, но вмешался непредвиденный случай: когда медкомиссия «зарубила» его на проверке зрения, в Троицком авиационно-техническом оказался недобор, и его отправили учиться на авиатехника.

В 1972-1973 годах. братья вернулись в родной Нарьян-Мар в ранге техников и приступили к работе на авиапредприятии. Казалось, мечта о крыльях осталась в прошлом, но Орловы рук не опустили: увлекались экстремальными видами спорта – яхтингом, виндсерфингом, водными лыжами, строили аэросани. Их хоккейная команда «Спартак» на открытых катках несколько лет подряд громила всех. Адреналин кипел в крови. Когда же Сергей в журнале «Моделист-конструктор» увидел чертежи дельтаплана, сразу загорелся – сделаем, полетаем!

Поначалу база дельтапланеристов располагалась в здании окружной кинофикации. Для строительства первого аппарата собирались в мастерской кинопроката, где имелось теплое помещение, токарный и сверлильный станки. Скупили шесты для прыжков в высоту, послужившие основой конструкции. Каркас сращивали ивовыми бужами – потом в полетах они опасно трещали, но держали конструкцию.

Первый дельтаплан назывался Club – полосатый, крыло «сверстали» из розового и голубого тика, швы прострочили суровыми нитками на вечной швейной машинке «Зингер». В начале 1976-го Орловы вытащили свое детище и совершили первые робкие, на несколько секунд подлеты. Первый полет не получился из-за неверно рассчитанной центровки, и Владимира Орлова метров сто протащило за «Бураном» – весь в мокром снегу, он там же начал переделывать дельтаплан.

«Опробовать дельтаплан решили в январе в Кармановской курье, тяговая сила шла через снегоход. Были первые подлеты с обрыва. Первым летел Владимир, посадка произошла через два метра (падение). В дальнейшем было много доработок, после которых дельтаплан тянул метров пять с обрыва, восходящих потоков не было, потом стали использовать «Буран»: натягивали фал и прицепляли к трапеции дельтаплана. Как только он набирал нужную высоту, дельтапланерист показывал ногами крест, чтобы «Буран» остановился, отцеплял фал и оставался в свободном полете. На это зрелище собиралось посмотреть много народа. Сначала братья Орловы освоили аппарат, затем подтянули остальных членов группы», – вспоминал один из первых наших дельтапланеристов Борис Долгобородов.

Дорабатывали дельтаплан в 1977 году. Командование авиаотряда выделило 63 метра дефицитного материала «болонья», дюралевые шесты для каркаса заказывали в Архангельске, алюминиевые детали обдирали со списанных самолетов. К декабрю 1977-го в группе дельтапланеристов насчитывалось 14 человек во главе с «великими зачинщиками» Орловыми в основном, конечно, летчики и технари: Анатолий Пунин, Равиль Терегулов, Владимир Король и другие. В 1978 году в Нарьян-Марском авиаотряде была создана секция дельтапланеризма.

Великое счастье ощутить свободу парения, когда тебя как птицу, плавно подхватывает большая мягкая ладонь восходящего потока – вверх, вверх, в голубое бесконечное небо с размашистыми ветровыми стрелами до горизонта. И лишь поскрипывание тросов и труб напоминает, что крылья за плечами – искусственные. Снизу слышны удивленные возгласы прохожих, задравших головы, а под ногими – дома-коробочки.

17 марта 1979 года Архангельский областной комитет ДОСААФ утвердил «Положение о создании Нарьян-Марского дельтаклуба «Олимп». Сергей Орлов занял должность председателя, Владимир стал его заместителем. Официально клуб стал функционировать с 1980 года. Командование авиаотряда предоставило дельтапланеристам помещение АТБ, помогло материалами, организовывало первые поездки на соревнования. Племя «дельтанутых» в Нарьян-Маре росло, многие получали путевку в небо на всю жизнь.

– Дело, начатое командой Орловых, продолжили их ученики. Еще будучи ребенком, я стал приходить с отцом в клуб. Сначала просто сидел на занятиях с ребятами – детьми спортсменов, потом стал вникать в разговоры старших. Взрослые, заметив интерес детей, стали преподавать азы летного дела, начались теоретические занятия. Мальчишки, конечно, мечтали о небе. Первый мой полет произошел в 1992 году, когда мне было 14 лет. Отсутствие опыта сказалось: при посадке сломал руку. Но эта неприятность никак не отразилась на желании продолжать покорять небо, – рассказывает о начале летной карьеры летчик Александр Король.

Первые полеты не всегда заканчивались благополучно. Однажды Владимир Владимирович перешел из-за флаттера крыла в отвесное пикирование с тридцатиметровой высоты, и лишь глубокий снег спас его тогда от травмы. Приходил потихоньку опыт, менялись дельтапланы – от примитивного первенца остались только воспоминания. Появились более совершенные крылья – «Вымпел», «Славутич-УТ», «Тайфун», «Азур», оснащенные антипикирующими устройствами, латами, навигационными приборами. На практике постигли золотое правило дельтапланериста: «Лучше потерять жену, чем скорость».

В 1986 году Владимира Орлова постигла настоящая катастрофа, когда на соревнованиях в Мурманской области он попал в «ротор», его перевернуло и швырнуло на каменистую землю. Компрессионный перелом позвоночника – десятый позвонок от сильного удара просто сплющило. Полтора месяца он провел в больнице на растяжке, но молодой организм выдюжил – Владимир встал на ноги. Самое удивительное – после тяжелой травмы он продолжил успешно летать. В другой раз, на горе Ушкунур, он падал с 800 до 200 метров, и лишь хладнокровие и решительность спасли ему жизнь.

1980-е – начало 1990-х – золотое время для орлиного племени нарьян-марских дельтапланеристов. Окружные, зональные, областные, всероссийские соревнования, Кубок России, Кубок Украины, Кубок Мира – везде Орловы и их ученики выступали достойно. В июне 1989 года Орловы и Владимир Король успешно летали в финале чемпионата РСФСР. За эти годы они объездили весь Северо-Запад, побывали в Крыму и в Туве, в Казахстане и в Украине. Для обучения молодежи разработали специальный тренажер. Учили быстро реагировать, действовать решительно, все досконально отрабатывать на земле.

В конце 80-х годов начали мастерить дельталеты – смешные, примитивные, но с двигателем: моторчик с радара, буранные и мотоциклетные движки, колеса, сайлентблоки, деревянные винты и моторные рамы. И снова они проводили дни и ночи над расчетами, искали недостающие детали и инструменты. И вот хрупкая конструкция, треща 26-сильным «иж-планетовским» мотором, оторвалась от земли. Летали на них позднее много и успешно – совершали перелеты даже до Усть-Цильмы.

Но затем пришли девяностые – безнадежные, безденежные, беспросветные. Авиапредприятие, переживавшее тяжелый кризис, сняло дельтаклуб «Олимп» с баланса, финансирование практически прекратилось. Но даже в этих сложнейших условиях удалось сохранить костяк энтузиастов, продолжавших тренировки на стареньких дельтапланах и дельталетах. Поднимали «на крыло» новое поколение ребят – вертолетчик Александр Король и летчик Пётр Шевелёв, многие авиамеханики и бортмеханики начинали свой путь в небо на крыльях дельтапланов и дельталетов.

В конце девяностых началась эра парапланов. Дельтаклуб «Олимп» – эпоха в истории дельтапланеризма Ненецкого автономного округа – был ликвидирован в 2008 году. Вскоре умер «шеф» – Сергей Владимирович Орлов.

Теперь традиции мастерства парения в воздухе продолжает Владимир Владимирович Орлов (1953 г.р.). Вся его жизнь связана с Нарьян-Марским объединенным авиаотрядом. Один из опытнейших авиамехаников, он обслуживал и самолеты, и вертолеты. Многие годы является инженером ОТК – отдела технического контроля. Командир отряда Николай Соловьев вручил ему часы с вертолетиком на циферблате за выявление опасного дефекта – трещины в редукторе. Он по-прежнему не изменил увлечению молодости, и когда за плечами с тихим шелестом раскрывается яркое крыло чешского параплана «Аспен», испытывает экстаз. Его рекорд – подъем на высоту 2 000 метров – самолетный уровень! Кандидат в мастера спорта по дельтапланеризму и перворазрядник по парапланеризму Владимир Орлов в свои шестьдесят с хвостиком много и активно летает, получая от этого громадное удовольствие. Кроме того, Владимир Владимирович – талантливый поэт и прозаик, автор нескольких сборников стихов, член Союза писателей России. Некоторые строки в них посвящены полетам:

...И покоряя океан,

Мечту свою осуществляя,

С горы стартует параплан,

Над пашней крылья расправляя.

Он словно птица на крыле,

Он дышит легкими в потоке

И, как по радиоволне,

Летит он в даль, как песнь,

как строки.