Вы здесь

Воскресный тур в Усть-Кару и Амдерму

Корреспондент «НВ» побывал в Усть-Каре и Амдерме в составе делегации администрации округа и депутатов. Цель поездки? Одним словом и не сказать. Попасть в отдаленные населенные пункты – всегда большая удача, поэтому участники поездки постарались за два дня решить как можно больше вопросов.

Первой предстояло посетить Усть-Кару. Участники перелета рассаживаются в салоне вертолета, экипаж загружает посылки, медикаменты, оборудование, стройматериалы.

Почему-то с нами нет представителя администрации Заполярного района. И по логике вещей, и по протоколу – ему в вертолете быть положено.

Кто-то дремлет, добирая прерванный сон выходного дня, коллега с телевидения снимает из окна, кто-то достал термос и бутерброды.

Я не отрываюсь от окна: смот-реть на тундру – зимнюю ли, летнюю – мне не надоедает. Суровая красота, дивное раздолье, меняющиеся краски неба – разве такое может не притягивать?

Приключения начинаются быстро. Вместо Усть-Кары мы почему-то приземляемся в Амдерме. Нас встречает немного растерянный начальник аэропорта Михаил Соболев, который ждал гостей только после обеда.

Пока вертолетчики и чиновники разбираются, кто оказался виновником глупой накладки, которая, кстати, выливается в немалую цену с учетом стоимости вертолетного топлива, я отхожу с фотоаппаратом в сторону.

На горизонте неожиданно вижу изумительную по красоте вертикальную радугу – светящийся разноцветный столб упирается в небо.

Соболев пытается объяснить, что это такое, но я, конечно, ничего не понимаю. Не удается радугу и сфотографировать – фотограф я никудышный. Потом уже в интернете прочла, что столкнулась с явлением, связанным с магнитным свечением слоев арктической атмосферы, которое так и называется – арк-тическая радуга.

Усть-Кара

Между тем начальство решает все же лететь в Усть-Кару: туда везут важный груз. Да и люди ждут представителей власти, чтобы поговорить о наболевшем.

Поездка получается скомканной, световой день – короток, а надо возвращаться в Амдерму. Поэтому визит к усть-карцам получается как бы «галопом по европам».

Пока разгружается вертолет, депутат окружного Собрания и одновременно председатель Совета окрпотребсоюза Наталья Кардакова решает осмотреть свое хозяйство и отправляется в магазин Карского потребобщества. Я увязываюсь за ней.

Большое теплое помещение. Ассортимент на полках – неплохой, цены – приемлемые.

Я вспоминаю поездку в Кару десять лет назад. Полет был чрезвычайным. Федеральная пресса написала, что Усть-Кара замерзает. А поскольку связь с Карой, как и с большинством поселков в то время, отсутствовала, невозможно было оценить реальную обстановку.

Помню, с какой детской радостью, подлетая к Усть-Каре, мы увидели огоньки в домах. Свет есть! Электростанция работает! Живет поселок!

Кара сегодняшняя и десятилетней давности – совершенно разные поселки. Взять тот же магазин, где полки были заполнены тогда по большей части просто консервами.

Знакомлюсь с продавцом Натальей Онофрей. Женщина родилась в Усть-Каре, всю жизнь здесь прожила, четверых детей вырастила.

– Хороший у нас теперь магазин, – говорит с гордостью Наталья.

Вижу на полках свежую выпечку, нарядные торты: Карское потребобщество включает в себя, кроме магазина, пекарню. К слову, местная выпечка славится по округу, и когда мы собирались в командировку, знающие люди нам настоятельно советовали не обойти ее вниманием. А еще здесь из ягод, которыми полна тундра, делают вкуснейший морс.

– С Нового года, – рассказывает Наталья Кардакова, – планируем ввести в магазине самообслуживание. Процесс автоматизируем, на товар будет наноситься штрих-код. Это не дань моде, а действительно удобная для покупателя и продавца схема. Хотим в Усть-Каре открывать второй магазин.

Время летит. А еще предстоит встреча с жителями – очень короткая, гораздо короче, чем хотелось бы.

Заходим в Дом культуры. До него, похоже, за многие годы руки у районного руководства так и не дошли. Старое, неопрятное, давно требующее капитального ремонта помещение.

Народ подходит, в основном – женщины, впрочем, как и в других селах. Это удивляло меня раньше, сейчас уже нет. Здесь, за полярным кругом, женщины оказываются наиболее активной частью населения, сильным полом.

– Где мужики ваши? – спрашиваю одну.

– А мужики пьют, – со вздохом отвечает она.

Вижу старую добрую знакомую – директора Карской школы Розу Григорьевну Хатанзейскую. Очень хочется с ней поговорить, но успеваем лишь обняться и обменяться скорыми приветствиями.

Слово берет начальник комитета по информатизации администрации НАО Виктор Шамов. Он рассказывает, что в поселок прилетели не с пустыми руками – привезли оборудование для мобильной связи. К моменту, когда эта газета выйдет из печати, оно должно быть введено в эксплуатацию.

– Покупайте карты оплаты, заказывайте мобильные телефоны, – призвал Шамов.

Наталья Кардакова вручает скандинавские палки и лыжи с ботинками для совета ветеранов и рассказывает, что до Нового года будут еще получены по гранту маты, мячи, тренажеры. В Усть-Каре, как и повсюду в округе, старшее поколение активно и жизнелюбиво.

Депутат спрашивает о снабжении продуктами и промышленными товарами.

– Одежды мало! Плохой ассортимент! На день рождения выбрать нечего! Скоро Новый год, подарки не из чего делать! – шумят женщины.

– Одежду везут. И делайте заявки! Надо делать заявки по промышленным товарам, – отвечает депутат.

Обведя взглядом стены, Кардакова качает головой:

– Дом культуры селу нужен. Ох, как нужен!

Поднимается сидящий у задней стены мужчина, он немногословен:

– Дома потек новый котел – не по нашей вине, трещина была. Самим пришлось чинить – обошлось в 40 тысяч…

– Так ведь надо написать заявление, чтобы сделали гарантийный ремонт. Вы куда-нибудь обращались? В Заполярный район? Пишите заявление, если надо помочь, то поможем, – говорит Кардакова.

Народ разговаривается.

Практически все жалуются на уголь: быстро прогорает, золы много, а тепла, наоборот, мало. А тут еще нормы потребления уменьшили.

– Как это уменьшили? – удивляется Кардакова. – С этим надо разобраться!

Молодежь не устраивает качество и скорость интернета. И высокая оплата – 2,5 тыс. рублей в месяц.

Виктор Шамов говорит откровенно:

– Сделать быстрее можно, а вот дешевле – сложно.

Люди понимают, что время встречи истекает: катастрофически быстро темнеет, и нам надо спешить на вертолет. Спрашивают уже наперебой. Самые болевые точки – вода, уголь и связь: интернет, мобильная, авиаперевозки. Все настойчивее звучит просьба ввести в расписание рейс с частотой полетов один раз в неделю, чтобы люди не чувствовали себя оторванными от жизни.

Волнует проблема воды:

– Мы воду из озера берем, печки топим, сажа садится на озеро, вода грязная! – сетуют усть-карцы.

– Так будут продукты на Новый год? – перекрывает беседу чей-то голос.

– Будут продукты, и промышленные товары будут. Все будет хорошо. Я вам обещаю, – говорит Кардакова.

– Наталья Александровна, вы к нам почаще прилетайте, – просит кто-то уже нам вслед. – Вы как прилетаете, так сразу решаете все вопросы.

Мы буквально падаем в сани и несемся в аэропорт.

Вертолет уже раскручивает винт, когда с большой коробкой в салон вваливается расстроенная глава Усть-Кары Евгения Амеличкина:

– Мы вам пирожков напекли, хотели чаем напоить, а вы и не попробовали! – сокрушается она.

Коробку мы с благодарностью принимаем и всю дорогу до Амдермы лакомимся теплыми пирогами с рыбой, ягодами, капустой, яблоками. И правда, самая вкусная выпечка в Усть-Каре! Даже с поправкой на то, что мы голодны и готовы смести все.

Амдерма. Второе пришествие

В Амдерме нас снова встречает Михаил Соболев. Он радушен, энергичен, гостеприимен, как будто мы и не были тут несколько часов назад.

Пока идем к вездеходам, рассказывает последние новости: вот, купили автобус, кредит-таки дают, ремонт на следующий год собираются делать…

Сначала деловое совещание в администрации. Вице-губернатор Ян Берлин напоминает соб-равшимся о майском указе президента № 601 «об одном окне», который предусматривает повсеместное создание многофункцио-нальных центров по оказанию гражданам всевозможных услуг (МФЦ).

Окружной МФЦ создан, а к концу 2014 года «окна» должны появиться в муниципальных образованиях. Планируется, что через «окно» можно будет получить 15 федеральных услуг, 30 – региональных и 15 – муниципальных.

– Гражданин должен получать госуслугу, не выезжая из населенного пункта: решить пенсионные дела, заплатить налоги, штрафы, получить необходимую услугу ФМС или Заполярного района, – подключается к разговору Виктор Шамов. – Список услуг дорабатывается, в частности, по госгостинице, чтобы заявку делать на нее из села, а не ходить в соцуправление в Нарьян-Маре.

Пока есть проблема с постановкой на регистрацию и снятием, раньше это делали через сельскую администрацию, а с 1 января – только через ФМС. Не решен вопрос и с получением загранпаспорта через «окно», ведь, например, фото теперь делается на месте в ФМС. Да и получать загранпаспорт тоже можно только в миграционной службе. Это – проблема для жителей дальних населенных пунктов.

Глава Амдермы Владимир Чунихин рассказывает, что помещение для «окна» уже подобрали: в здании сельской администрации с отдельным входом. Несомненный плюс – для обслуживания «окон» открываются рабочие места.

Специалисты нужны грамотные, надежные, так как работать придется с персональными данными. Поэтому кандидатам предстоит обучение и серьезный инструктаж.

Шамов информирует, что в Амдерме «окно» должно заработать в июле 2014 года. Необходимое оборудование закуплено. Мебелью и компьютерами «окна» в населенных пунктах обеспечивает окружной МФЦ.

Из кабинета главы гости перемещаются в актовый зал администрации. Он намного презентабельнее, чем зал, в котором мы встречались с жителями Усть-Кары.

Хоть на потолке и проглядывают явные подтеки, на полу при этом лежит нарядный ковер. В углу – тренажер. Приличные офисные мягкие стулья. Короче, другой уровень достатка.

И – другой контингент. Много мужчин, по лицам легко определяются инженерно-технические работники. Это Амдерма – хоть и бывший, но форпост страны на Крайнем Севере.

Начинается торжественная часть поездки: Ян Берлин поздравляет амдерминцев с 80-летием поселка, вручает приветственные адреса, благодарственные письма от губернатора и администрации НАО. Говорит о будущем Амдермы, которое наконец-то внушает оптимизм – страна поворачивается к Арктике лицом.

– Арктика – это Северный морской путь, шельф, углеводороды, газ и нефть, то есть будущее России, которое связывается сегодня именно с ними, – лаконично и по существу говорит вице-губернатор. – Мы сейчас ставим перед «Роснефтью» вопрос о создании береговой базы в Амдерме, в 2014 году начнутся переговоры. Началась очистка – подъем из Амдерминки судов. Минприроды будет передавать деньги в округ, округ – софинансировать и очищать. Дан старт разработке программы по Амдерме, это будет комплексная программа на несколько лет.

В свою очередь, Наталья Кардакова вручает амдерминцам по случаю 80-летия Приветственный адрес от Собрания депутатов НАО.

Затем слово берет окружной депутат Игорь Зелянин. Он – в прошлом амдерминец.

– Хотя моя семья и выехала из Амдермы, но тут у меня друзья и однокурсники, – говорит он. – Я люблю Амдерму – легендарный поселок на краю земли, где было так много сделано за годы СССР для защиты рубежей страны.

Заканчивается торжественная часть вручением Владимиру Чунихину подарка – картины Надежды Выучейской.

А мы с Кардаковой решаем пройтись по городу – несмотря на разруху, Амдерма не воспринимается как поселок.

Общаемся с жителями, спрашиваем о проблемах. Все в один голос называют авиасвязь и просят разделить рейсы. Сегодня рейс из Нарьян-Мара на Амдерму объединен с Варнеком и Каратайкой.

– На месяц вперед уже нет билетов! В самолетах люди стоят, как в автобусах, в нарушение всех правил безопасности, – возмущаются амдерминцы. – Почта по три месяца идет.

Аптека есть, лекарства заказывают, но долго идут. Могут прий-ти через два-три месяца, умереть можно, пока дождешься!

Видим вывеску и заходим в магазин. Народу, несмотря на вечер, прилично. На нас сразу обрушивается каскад жалоб.

– Навигация прошла поздно, были проблемы с продуктами и овощами, – говорят нам. – Посмотрите, картошки уже нет, расхватали в момент. Да и померзшую привезли. Нет морковки!

Знакомимся с супругами: Елена Николаевна Мельникова работает в детском саду, Олег Владимирович – старший диспетчер аэронавигации.

Мужчина больше молчит, а супруга торопится поделиться наболевшим.

Сначала по работе: садик – малокомплектный, две группы и два воспитателя. Раньше садик на лето не закрывался, а по новым требованиям закрывается с июня по август. В администрации Заполярного района объясняют это новыми образовательными стандартами. А что делать работающим женщинам? Может быть, для экстремальных территорий и стандарты должны быть иными?

Канцелярка, мебель в садике в хорошем состоянии, за это спасибо. А вот с питанием – не все гладко. Ощущается нехватка молочки. Молочка идет из Архангельска, ее мало. Ждут зимник, чтобы возить из Воркуты.

О беде со строящимся физкультурным центром мы уже знаем, более того, видели перекосившийся остов недоделанного здания. Из-за неправильного проекта сваи ушли вглубь. Кто должен за это ответить? Будет ли когда-нибудь в Амдерме спортивный зал для молодежи? Сейчас школьники занимаются физкультурой в неприспособленном для этого Доме культуры.

Из магазина мы решили пойти в ДК: суббота, вечер, наверняка там дискотека, можно поговорить с молодежью. Увы! Дом культуры встречает нас темными окнами. И мы двигаемся в гостиницу.

Тут сталкиваемся с проблемами амдерминцев лично. Теми самыми, о которых нам только что говорили.

В гостинице откровенно холодно, батареи едва теплятся, к счастью, находим в шкафу по второму одеялу. Искупаться или даже умыться после насыщенного рабочего дня не удается – из крана в кухне и ванной течет черная вода. Питьевую воду мы купили в магазине и поэтому можем вскипятить и выпить чаю.

К нам на огонек заходят две женщины. Одна представляется Зоей, оператором котельной, и мы сразу же задаем ей вопрос по теплу.

– Пока поддерживаем на выходе 56 градусов… – говорит Зоя.

М-да, откуда ж теплу взяться!

Вторая гостья – заведующая почтой Ада Талеева, активная энергичная женщина. На почте работает с 2001 года, проблемы поселка знает, болеет за него душой.

Заговорили о необходимости создания женсовета, Наталья Кардакова обещает помочь с организационными моментами. Женсовет сможет объединить усилия и ставить перед властями многие вопросы, добиваясь их разрешения.

В разговоре с Адой Талеевой высвечивается еще ряд проблем.

Тарифы на коммунальные услуги. Их стоимость для двухкомнатной квартиры площадью 41 квадратный метр составляет в Амдерме 9 тысяч рублей. Эта цифра вызывает у депутата недоумение, и Наталья Кардакова обещает подключить к проверке управление по государственному регулированию цен.

Во-вторых, очень досаждают туристы из Воркуты, которых повадились возить в окрестности Амдермы некоторые компании.

Контроля за ними нет, они отстреливают оленей, охотятся, рыбачат. К тому же ездят в Амдерму за продуктами и опустошают и так не слишком богатые поселковые торговые точки.

Честно говоря, этот момент удивляет. Многие страны мира живут туризмом и туристов привечают. А местные власти и власти Заполярного района не могут разобраться с горсткой заезжих людей.

Если кто-то хочет ехать в разрушенную Амдерму, это надо поощрять. Люди с деньгами едут. Завозите больше продуктов, оборудуйте по-человечески гостиницу, кафе, организуйте сувенирку. Ау, перестраивайтесь!

А охота – экзотика – рыбалка – олени: да, тут нужен строгий контроль. Так контролируйте!..

На следующий день на обратном пути в вертолет подсаживается на свою беду директор ДК Амдермы Сергей Харс. Мы с коллегой с НГТРК набрасываемся на него во время дозаправки на Варандее. Уж очень хочется понять, почему поселковый ДК не стал центром притяжения населения, как, например, в Тельвиске или в Великовисочном?

Сергей Фёдорович уныло рассказывает, что построен ДК в 1956 году, и за это время ни разу не было капремонта, «только косметика». Харс не помнит, чтобы когда-нибудь в Амдерму приезжали с гастролями коллективы из Нарьян-Мара или других поселков. Конечно, расстояние делает свое дело. Но на 80-летие Амдермы, наверное, Заполярный район мог бы привезти артистов и сделать людям праздник.

Похоже, у директора ДК, который не видит помощи и поддержки, опустились руки.

К разговору подключается Наталья Кардакова:

– Проблема в том, что полномочия по культуре сегодня принадлежат муниципалитетам. Для них это непосильный груз. Нет финансов, нет кадров. Считаю, надо передать полномочия на уровень Заполярного района, это сразу поможет решить ряд вопросов.

Поездка завершается. В вертолете кто-то снова дремлет – дела закончены, можно расслабиться, кто-то, пытаясь перекричать шум, общается – информации получено много, теперь ею надо правильно распорядиться.

А я вспоминаю прощальные слова главы Амдермы Чунихина, который пригласил нас на столетие Амдермы.

– Вы ее не узнаете, это снова будет северный форпост России, люди будут бороться за право жить и работать в Амдерме! – пожимая нам руки, с оптимизмом говорил Владимир Чунихин.

Фото автора