Героя этой публикации знают все читатели «Няръяна вындер». По крайней мере, те, кто родился в конце прошлого века и в начале девяностых застал юмористические телепередачи «Оба-На», «Угол-шоу» и ряд других.
Ныне их автор и актёр Игорь Угольников – респектабельный джентльмен, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, заслуженный артист Российской Федерации и академик Международной академии телевидения и радио. Он давно убрал в дальний угол чёрно-белый клетчатый костюм, но всё также делит мир на чёрное и белое.
Место силы
Теперь Игорь Угольников ещё и почётный президент II кинофестиваля Arctic open, который состоялся совсем недавно в Архангельске. И с прошлого года – член Поморского землячества в Москве.
– Мои предки родом из Холмогор, – рассказал Игорь Станиславович на одной из пресс-конференций Arctic open. – Все они служили государству. Отсюда и особое отношение к северной земле, осознание сложностей, характерных для региона.
Поморские корни его семьи – в Холмогорском районе. Прадед Егор Угольников во время интервенции был расстрелян англичанами в 1918 году на острове Мудьюг, который называли островом смерти, там располагался концентрационный лагерь. Отец будущего актёра родился в Котласе, где сейчас живёт троюродный дядя Игоря Станиславовича – Александр Угольников, он же главный редактор газеты «Холмогорская жизнь»
В период моды на Арктику о Русском Севере принято говорить как о неком месте силы. Для нашего героя Поморье – возможность припасть к истокам, к силе своего рода. И это место заряжает как батарейка, так быстро иссякающая в шумной и суетной Москве.
– Северяне отличаются сильным характером, здесь суровый край и жить здесь нелегко, – говорит Игорь Угольников – И северные зрители отличаются от московской публики или кино-зрителей средней полосы России. Они более открытые и внимательные, но менее эмоциональные и спонтанные. Их аплодисменты идут от сердца.
Я злой и страшный
Линия жизни нашего героя, связавшая Архангельск и Москву, тянется из 1962 года. В середине декабря в семье московских инженеров Угольниковых родился мальчик Игорь. Рос он настоящим жигалкой – так по-поморски называют непосед. На скучную учёбу в школе у мальчишки не было ни времени, ни желания. Все силы будущий доктор Угол отдавал театральной студии и хоккею.
В интернете пишут, что отсчёт кинематографической карьеры актёра Игоря Угольникова начался в 1990 году с художественного фильма «Гулять, так гулять, стрелять, так стрелять». На самом деле в 1971 году первой его ролью стал мальчик Игорь в знаменитой комедии «Джентльмены удачи». Помните того самого пацанёнка, который на утреннике в детском саду должен был играть роль злого и страшного серого волка? Увы, под маскарадной маской будущего продюсера серьёзных военных кинолент «В июне 41-го», «Брестская крепость» и «Батальонъ» было не разглядеть. Первая роль Угольникова оказалась настолько мала, что её не обозначили в титрах. Но «злой и страшный серый волк» всё-таки показал свои зубы.
– Я перфекционист, – признался Игорь Угольников северным журналистам. – Поэтому со мной сложно работать. Не успокоюсь, пока в ходе создания военного фильма не будет сделано всё до мельчайших подробностей. Актёры должны прочувствовать на себе все реалии солдатской жизни. Одежда, оружие, обстановка – всё должно быть максимально честным. И я не хочу снижать планку. Поэтому на каждую картину намеренно беру нового режиссёра, так как хочу получить новые эмоции и новый опыт. Честно говорю, что иногда доходит до скандала, в том числе на съёмочной площадке. Слава Богу, режиссёр Вадим Шмелёв на съёмках «Ильинского рубежа» во многом был со мной солидарен. И так же, как и я, боролся за историческую достоверность.
Всё сошлось
На кинофестивале Arctic open Игорь Угольников представил новую киноленту «Ильинский рубеж». В её основе – подвиг подольских курсантов, которые стояли насмерть, обороняя Москву. Во время работы над картиной Угольников сделал невероятное открытие – нашёл информацию о своём деде, пропавшем в 1941 году. Сценарий киноленты был написан на основе документов из центрального архива Министерства обороны.
– С помощью друзей и архивных запросов выяснил, что мой дед погиб 6 октября под Москвой, – рассказал генеральный продюсер «Ильинского рубежа» на встрече с архангельскими зрителями. – В тот самый день, когда подольские курсанты приехали на рубеж. И тут всё сошлось… Три с половиной тысячи пацанов из подольского пехотного и артиллерийского училищ были выдвинуты на фронт. И две с половиной тысячи там остались навсегда. Им надо было простоять пять дней до прихода основных частей, а они продержались почти три недели.
Съёмки военной драмы завершились всего две недели назад. Впереди ещё год на монтаж, цветокоррекцию, компьютерную графику и прочее. Премьера состоится 9 мая 2020 года, в день 75-летия Великой Победы. Также планируется, что кинолента выйдет в четырёхсерийном формате на малые экраны.
Съёмки «Ильинского рубежа» проходили на месте событий. Команда народного проекта, а именно так называет Игорь Угольников своё детище, в точности воссоздала Ильинский рубеж и Варшавское шоссе. На съёмки было стянуто около ста единиц военной техники, в том числе – подлинные танки и пушки. Батальные сцены снимали как можно более реалистично и достоверно, стараясь свести к минимуму компьютерную графику. А молодых актёров обучали настоящие кадровые военные. Ведь даже винтовку снять с плеча – настоящая наука. Параллельно со съёмками шли поисковые работы.
– Было ощущение, что земля звенит, – не сдерживал эмоций Игорь Угольников. – К сожалению, не все останки бойцов можно было идентифицировать. Но когда мы видели белые косточки, то знали, что это немец. А когда они были серенькие, то значит, наш. У немцев было много кальция в организме от хорошей еды и напитков: молочных продуктов, мяса и шнапса.
А олени лучше
– Понимаю, что олени лучше! – вдруг улыбнулся фирменной улыбкой «Оба-На» усталый серьёзный продюсер на вопрос корреспондента «Няръяна вындер» о том, не хочет ли он в будущем снять фильм об оленетранспортных эшелонах. – Сейчас меня интересует уникальная история создания воркутинского драматического театра, основанного в 1943 году.
Гулаговский театр, он же театр за колючей проволокой – ещё одна трагическая история нашей страны. А сколько таких историй осталось пока неизвестными для юного поколения новой России?
– Я хочу, чтобы молодые люди расправили плечи и подняли голову, – признался Игорь Угольников. – Ни для кого не секрет, какая развернулась идеологическая война против нас. Мы в ней проигрываем и очень сильно, даже фатально. Но это не значит, что мы не должны бороться за своих детей. После показа «Брестской крепости» мне пришло интернет-сообщение. Мужчина написал, что его сын спросил после фильма: «Как же так получилось, что наши победили, если все умерли?» И долго потом расспрашивал про войну и затем сказал: «Пап, я буду защищать нашу Родину». Вот ради таких вопросов и надо работать. И делать это надо честно…
Так московский помор начал свою войну – за правду. И в этой борьбе нет места пятидесяти оттенкам серого. Только чёрное и белое.
– В жизни современного россиянина всегда есть место подвигу, – вновь лукаво улыбается доктор Угол. – Всё достаточно сиюминутно, достаточно вспомнить, как совсем недавно героем огромной страны стал футболист Дзюба. А если серьёзно, то сейчас в Музее Великой Отечественной войны мы будем помогать делать экспозицию под названием «Советский народ». Маршал Жуков сказал в своё время, что во Второй мировой войне победил наш народ. Не только человек с ружьём, но и те, кто ковал Победу в тылу. Вообще мне интересна история наших предков. Ведь воевала одна четверть населения, остальные-то как жили? Есть история эвакуации, санитарных поездов, заводов, сельского хозяйства и так далее. Ведь это тоже легенда, как и героическая история о 28 панфиловцах. К сожалению, многие герои оказались несправедливо забыты. Поэтому так важно сейчас создавать новые легенды...
А вместо заключения напоминаем: не забудьте 15 декабря поздравить Игоря Угольникова с днём рождения. Хотя бы в группе поклонников творчества артиста под названием «Оба-на (Угол-шоу)» в популярной социальной сети. И обязательно посмотрите «Ильинский рубеж» – страна должна знать и помнить своих героев.