Заместитель губернатора НАО Владимир Бланк рассказал об особенностях бюджета Ненецкого автономного округа на 2015 год.
– Владимир Викторович, на какие параметры бюджета нужно обратить внимание в первую очередь?
– В принятом на последней сессии года законе о бюджете округа на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов заложено финансирование тех полномочий, которые округ принял от Архангельской области, а также полномочий, которые получены при их перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти. Округ берет на себя финансирование всей образовательной системы, здравоохранения, дорожной деятельности и выполнение всех социальных программ, предусмотренных законодательством.
В 2015 году общий объем доходов планируется в сумме 15 миллиардов 480 миллионов 328 тысяч рублей, расходов – 18 миллиардов 438 миллионов 763 тысячи рублей. После принятия закона в первом чтении в него были внесены поправки. Основные из них: объем межбюджетных трансфертов увеличился на 2 миллиарда 239 миллионов рублей: 1 миллиард 594 миллиона рублей выделено бюджету городского округа, 450 миллионов рублей – бюджету муниципального района, 95 миллионов 400 тысяч рублей – бюджетам городских и сельских поселений.
По системе грантов
– Чем еще примечателен бюджет следующего года?
– Появились новшества, которые губернатор считает принципиальными. Во-первых, принято решение перейти на грантовую систему выдачи муниципалитетам субсидий на благоустройство. На эти цели в бюджете заложено на первом этапе 100 миллионов рублей. Как вы знаете, недавно в округе при губернаторе был образован высший совет, как площадка для обсуждения основных вопросов жизни региона между разными уровнями власти.
Именно на основе решений высшего совета будут приниматься постановления о выделении средств отдельным поселениям на конкретные цели, минуя промежуточные звенья. В 2014 году такая практика была впервые опробована в некоторых поселениях и показала свою эффективность. Поэтому решено продолжить ее и в следующем году.
Еще одна новация, может быть, не так велика по размерам финансирования, но, я считаю, имеет большое социальное значение. Игорь Кошин принял решение о введении специальной губернаторской надбавки учителям за осуществление классного руководства – 30 миллионов рублей, а также воспитателям детских садов, которые ведут группу детей – еще 20 миллионов рублей.
Третий важный момент – мы переходим на новые принципы работы со строительными объектами. Мы не будет «тащить» за собой долгострои. Только в этом году город Нарьян-Мар и Заполярный район вернули в окружной бюджет более миллиарда рублей, которые они не смогли использовать на строительные работы. Муниципальные строители осваивают не более половины ассигнований.
Теперь контракты, которые не выполнены в срок, должны будут в дальнейшем финансироваться за счет муниципального бюджета. Есть стройки, которые должны были завершиться еще в 2011 году. Многие из них жители округа хорошо знают. А если муниципалитеты не могут строить, значит, стройка должна быть передана на уровень окружной власти.
– Какие трудности могут возникнуть в связи с этими нововведениями?
– К сожалению, муниципалитеты задерживают работу по передаче муниципального имущества в собственность округа, и из-за этого возникают риски, связанные с исполнением государственных функций после нового года. Руководители Нарьян-Мара и Заполярного района уже получили предупреждение от окружной прокуратуры за неисполнение 95-го закона.
Население, по большому счету, не интересует, кто конк-ретно исполняет полномочия, всех интересует результат. А прежняя схема управления не позволяет эффективно расходовать бюджетные средства.
Хотелось бы напомнить коллегам в муниципальных образованиях, что есть закон и его нужно соблюдать. Недопустима ситуация, когда в угоду личным амбициям чиновников нарушаются права граждан и ставится под угрозу их здоровье и благополучие.
На собственно работу – пятая часть времени
– Кто будет исполнять бюджет после перераспределения полномочий? Это будет совершенно новая структура или дело ограничится, образно говоря, сменой табличек на дверях?
– Прежде чем выбирать такую модель, окружная администрация довольно много времени проработала по той схеме, что существовала до этого. При этом выяснились удивительные вещи.
Примерно 40 процентов времени у чиновников занято обслуживанием информационных потребностей федеральных властей и участием в системе госуправления. Еще 40 процентов времени они заняты взаимодействием с муниципальными органами власти – в основном, обслуживанием процесса субсидирования: рассмотрением за-явок, заключением договоров, выделением денег из окружного бюджета и контролем за их использованием. И только 20 процентов времени у них остается на содержательную работу.
Это неправильно. Тем более в такой ситуации нет прямой ответственности исполнителя за порученное ему дело. На вопрос к муниципальным властям, почему что-то не сделано, самый распространенный ответ: «Мы написали заявку в округ». Например, из бюджета Нарьян-Мара в три миллиарда рублей собственных доходов всего около 600 миллионов рублей. Все остальное субсидировалось из окружного бюджета.
Именно поэтому мы решили изменить систему так, чтобы объем полномочий, который имеется на каждом уровне власти, соответствовал доходам. Для этого была предложена модель 95-го закона.
– Переходный период не затянется? Чиновники готовы начать работать по новой схеме с 1 января 2015 года?
– Все необходимые для этого решения приняты.