При недавнем подведении итогов туристического года-2015 в Собрании депутатов округа внимание было обращено на накопившиеся за годы проблемы. Чтобы приступить к их решению, требуется воля властей, заинтересованность общества и участие бизнеса.
Проблема с транспортом – одна из самых главных в развитии массового туризма на Крайнем Севере. Конечно, для ее решения требуются большие инвестиции и время, но кое-что можно сделать уже сейчас. Не секрет, что цены на авиабилеты в НАО – выдающиеся даже по российским стандартам.
Транспортники, безусловно, имеют свои ведомственные интересы, авиакомпании пекутся, прежде всего, о своей прибыли, но власти округа могли бы попытаться скорректировать ситуацию – тем более что российские примеры такого подхода есть. Известен опыт Крыма, куда часть авиабилетов продается по умеренным ценам. В последнее время несколько упали цены на авиаперелеты даже в такие отдаленные части России, как Камчатка.
Власти НАО могли бы воспользоваться и примером Татарстана, руководство которого добилось существенного снижения стоимости билетов в республику. Там управление ФАС завело дело против Аэрофлота, обвинив транспортных монополистов в завышении цен на авиабилеты. Дело еще рассматривается, но цены на авиабилеты уже стали вполне разумными.
Пустозерск не должен быть пустым
Каждый раз, когда обсуждается развитие туризма в НАО, встает вопрос о Пустозерске. Шутка ли – в регионе находится первый русский город в Арктике с более чем пятивековой историей, с множеством археологических находок, сделанных на его территории, место, прославленное мученичеством первого русского писателя протопопа Аввакума. По мнению окружных депутатов, вниманием туристов Пустозерск явно не облюбован, и нужно что-то делать, чтобы ситуация изменилась.
Стоит, однако, заметить, что продвижение Пустозерска как туристического направления возможно только при постройке вблизи него соответствующей инфраструктуры. Туристы охотно поедут туда только тогда, когда там будет на что посмотреть – ведь не у всякого фантазия работает настолько хорошо, чтобы представить себе полный жизни город там, где сейчас, фактически, чистое поле.
Археологические находки из Пустозерска туристы могут увидеть в музее в Нарьян-Маре, несколько сохранившихся зданий – в деревне Устье. Не хочется разочаровывать гостей, поэтому стоит подумать над нестандартными шагами по повышению туристической привлекательности объекта.
К сожалению, статус ландшафтного музея-заповедника запрещает там любое строительство, но, может быть, стоит подумать над тем, чтобы использовать современные технологии? Например, рядом с Пустозерском могла бы быть установлена съемная светозвуковая инсталляция. С ее помощью посетителю легче было бы включить воображение и представить жизнь средневекового города, жестокую казнь протопопа Аввакума и другие исторические события.
Туристический центр
Когда вице-губернатор Галина Медведева отчитывалась перед депутатами окружного собрания по итогам туристического года, много вопросов вызвала деятельность Туристического культурного центра НАО, проверку которого недавно закончила контрольно-счетная палата.
В отчете о результатах проверки – и нецелевое использование средств, и неправомерные выплаты, и кадровые проблемы, когда штатное расписание не вполне соответствует заявленной деятельности, а среди сотрудников учреждения, работающих с детьми, были замечены люди с судимостью.
Депутаты говорили о неэффективности работы учреждения, на содержание которого и сейчас тратится на два порядка больше средств, чем его прибыль.
Впрочем, уже саму концепцию создания в тундре государственного учреждения, которое совмещает городской офис и отель невысокого уровня, стоит признать провальной. В этом непродуманном, но высокозатратном проекте, прежде всего, и заключается источник главных бед ТКЦ.
Один из депутатов в категорической форме потребовал представить бизнес-план развития ТКЦ. Однако стоит заметить, что Туристический центр, как казенное учреждение, не может, да и не мог раньше, иметь бизнес-план. Его главная цель – не получение прибыли, хотя, конечно, центр мог бы зарабатывать больше.
Но и сегодня, когда ТКЦ переводится в разряд бюджетных учреждений, его возможности по ведению коммерческой деятельности остаются ограниченными законодательством. Например, заниматься организацией и продажей туров ТКЦ сможет лишь тогда, когда он будет внесен в государственный реестр туроператоров. В ближайшее время, по словам кураторов ТКЦ из департамента образования, культуры и спорта, это должно быть сделано, и это поможет росту туристического потока в регион. Ведь, по оценкам экспертов, государственным туроператорам в последнее время люди склонны доверять больше, чем частным.
Стоит отметить, что в 2014–2015 годах ТКЦ был куда более активен, чем в предыдущие годы. Центр провел множество мероприятий городского, окружного, а порой и более высокого уровня, здесь перебывали многие горожане, не обходят его стороной и туристы, приезжающие в округ. Да, директор центра Матвей Чупров не вполне использовал возможности центра и делал ошибки, но нужно отдать должное, что он предложил и реализовал на практике много интересных задумок.
Лукавые цифры
Вице-губернатор Галина Медведева привела в своем отчете цифры, согласно которым туристический поток в НАО за последние годы вырос в разы: с примерно 8 тысяч человек в 2013 году до 34 тысяч в 2015-ом. Если бы этот показатель действительно точно описывал положение дел, то Ненецкому округу позавидовали бы такие мировые центры туризма, как Рим и Париж. Ведь получается, что к нам приезжает больше туристов, чем живет людей в Нарьян-Маре! Может, мы и не заметили, как стали туристической Меккой?
В реальности, однако, показатель этот лукавый. И в том, что он вообще используется, стоит упрекать не наших региональных чиновников, а, скорее, федеральные госструктуры, такие, как Ростуризм, которые не потрудились привести само понятие «турист» в соответствие с сегодняшними реалиями.
Ведь по федеральному закону 1996 года «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», турист определяется как «гражданин, посещающий место временного пребывания без занятия оплачиваемой деятельностью на период более 24 часов».
Кстати, по тому же закону, если человек проводит там менее 24 часов, то он считается «экскурсантом». Получается, если у человека простая пересадка в аэропорту, то он – экскурсант, а если переночевал в гостинице, то автоматически становится туристом!
Есть, конечно, командировочные, чье пребывание в другом городе оплачивается, но гостиничная статистика их определить не может, потому что цель визита в гостиничных документах уже давно не указывается. В советские времена командировочных было отследить куда проще, но теперь обязать человека указывать действительную цель визита практически невозможно.
Вот и получается, что сегодня можно считать туристов по числу проданных авиабилетов или мест в гостиницах – и брать для блестящего отчета ту цифру, что больше, и – не ошибешься!
Скорее всего, Ростуризм не пересматривает слишком расплывчатое определение, чтобы и у него самого статистика выглядела получше, ведь федеральным чиновникам тоже нужно отчитываться перед начальством.
Так, недавно замглавы Ростуризма Алексей Конюшков сообщил, что в Крым приехало за последний год 4,5 миллиона туристов, на что глава региона Сергей Аксенов отреагировал так: «Какая система подсчета? Считать по количеству прилетевших и пересекших паромную переправу – это неправильно. Я сто раз слетал в Москву за год, и если меня посчитали, то я – сто раз турист».
По оценкам экспертов, реальная цифра туристов в Крыму раза в два меньше.
Золотая карта
К сожалению, Ростуризм не говорит регионам, как им более точно учитывать число реальных туристов. Спасение утопающих в этой ситуации – дело рук самих утопающих, и НАО мог бы проявить инициативу и выйти со своими идеями.
Как можно считать настоящих туристов? Мне кажется, сегодня это невозможно без привлечения бизнеса. Нужно, чтобы туроператоры и предприниматели, заинтересованные в развитии туризма – а в этом должны быть заинтересованы все – поняли, что реальная картина очень важна для планирования, для принятия стратегических решений, для оценки достижений и ошибок. Туроператоров из НАО нужно побуждать сообщать на постоянной основе, сколько туристов они приняли, а туроператоров из других регионов, включая соседние, – сообщать число туристов, отправленных в НАО.
Кроме этого, выходом из положения могла бы явиться специальная скидочная карта – такую мне приходилось видеть в некоторых регионах Италии. Карта дает право на скидки в рес-торанах, музеях, клубах, барах, гостиницах, других местах отдыха и развлечений, а к ней прилагается компактная памятка-брошюра с информацией о заведениях и скидках. Это описание обычно доступно и на сайте. Все, что нужно сделать туристу, чтобы получить карту – это зарегистрироваться, ответив при этом на несколько простых вопросов.
Такая карта могла бы распространяться в гостиницах и в аэропорту, а также в информационном центре для туристов, допустим, в краеведческом музее. При помощи карты бизнес мог бы продвигать свои услуги и товары, а местное сообщество – собирать информацию о туристах.