Вы здесь

Зачем детству навигатор?

Школьники Харуты и советник по воспитанию активно участвуют во всероссийских и поселковых мероприятиях / Фото группы ВК «Навигаторы детства НАО»

Рассказываем о новой философии воспитания детей в школах и средних профессиональных образовательных учреждениях.

С 1 сентября 2023 года во всех регионах страны начали работу советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями. Как стать советником и что включает в себя эта работа? В этом разбирались корреспонденты «Няръяна вындер».

Советники директоров по воспитанию работают в 12 школах Ненецкого автономного округа – всех городских, а также в Харуте, Оме, Неси, Оксино, Искателей и Красном.

Такие должности введены и в Ненецком профессиональном училище, Нарьян-Марском социально-гуманитарном колледже и Ненецком аграрно-экономическом техникуме.

Советники работают в рамках проекта «Навигаторы детства». Он реализуется с сентября 2021 года в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».

 

Кто такой советник и как им стать?

 

Ирина Хатанзейская – учитель географии в школе посёлка Харута. С сентября совмещает преподавание с должностью советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединен­иями.

– Все советники проходили конкурсный отбор, обучение, решали педагогические задачи. От нашей школы участвовали два педагога, но я показала более высокий результат. Для меня важно вложить в детей максимум: чтобы они выросли патрио­тами, которые любят Харуту, свой округ и страну, – говорит Ирина.

Она уверена, советник – в первую очередь друг детей. Его задачи раскрыть потенциал каждого ребёнка, вовлечь в активную общественную жизнь, рассказать о возможностях детских движений.

– В конце января у нас в школе прошло посвящение в «Орлята России» – это масштабный всероссийский проект для начальной школы. В ряды орлят вступили 22 ученика. Мы рассказываем детям, что быть в таком движении – значит, быть в команде, отвечать не только за себя, но и за товарища, держать слово, гордиться Родиной. Кроме того, в школе работает отделение «Движения Первых» – это старшие помощники «орлят», раньше такими были пионервожатые, – продолжает Ирина.

Одно из направлений деятельности советников – реализация федеральных мероприятий, дней единых действий. К таким важным датам относятся, например, дата прорыва блокады Ленинграда, День памяти жертв холокоста, День науки и другие.

– Мероприятия, на которых мы рассказывали ребятам о блокадном Ленинграде, проходили всю неделю. Это акции «Блокадный хлеб», «Свеча памяти», «Блокадная ласточка», встреча с советом ветеранов, где жители посёлка рассказали об односельчанах, которые воевали на Ленинградском фронте. Некоторые их потомки сейчас учатся в нашей школе, – отмечает советник по воспитанию.

 

Какой девиз у советников по воспитанию?

 

Марина Абесадзе работает социальным педагогом в школе №5 уже 18 лет, а теперь стала и советником директора по воспитанию. Ей очень близок девиз советников: «Вдохновляй и действуй!».

– Я не разделяю для себя должности соцпедагога и советника. Всегда настраиваю детей позитивно, прививаю им чувство патриотизма, любви к окружающему. Сама стараюсь быть примером. Но круг обязанностей на должности советника стал шире: мы взаимодействуем с детскими объединениями и организациями, реализуем федеральный план мероприятий, – говорит Марина.

Каждый её понедельник начинается с церемонии поднятия флага России, исполнения гимна страны. Следом – «Разговоры о важном» – внеурочные занятия, на которых педагоги и ребята обсуждают волнующие темы.

– Советникам по воспитанию оказывают большую методическую помощь, это хорошее подспорье. Мы во многом используем федеральные разработки, но при желании добавляем что-то своё. Детям предлагают разные форматы: игры, беседы, викторины, фильмы. Всё с учётом возраста, – продолжает Марина.

Помимо вовлечения детей в общероссийские события, советники помогают организовать мероприятия с учётом региональных особенностей.

Так, в школе №5 проходили мероприятия, посвящённые Дню образования Ненецкого округа. Ученики вспомнили символы округа, узнали больше об истории родного края.

– Мы создаём и внутри­школьные традиции: на больших переменах провожу настольные игры с советником. Приглашаю желающих, разбираем правила и играем. Дети включаются активно. С организацией такого досуга помогают педагог-психолог и ребята из совета старшеклассников, – говорит советник директора школы №5.

 

Советник работает один или в команде?

 

Анна Чуклина – учитель английского языка и советник директора по воспитанию школы №2. В своей работе активно взаимодействует не только с педагогом-организатором, но и с замдиректора и с директором. Часто консультируется с учителями-предметниками, классными руководителями.

– Дети разные, а задача советника – охватить всех. С кем-то надо просто поговорить, кому-то не хватает активности. Вся работа строится на опыте и анализе, в этом очень помогают коллеги. Всегда пробую разные форматы: начальной школе будет не так интересна беседа, с ними лучше что-то смастерить, поиграть. Старшеклассникам хочется чего-то посерьёзнее, – делится опытом Анна.

К работе её привела активная позиция как мамы: сын Илья – шестиклассник.

– В деятельности советника я ориентируюсь на сына. Он очень неравнодушный, везде участвует. Размышляю как родитель: а понравилось бы это моему ребёнку? Бывает, с ним делюсь идеями, если есть отклик – возможно, понравится и другим детям, – отмечает собеседница.

В детстве она и сама была очень активной. Родом из Нижней Пеши. Тогда директором сельского Дома культуры была Галина Николаевна Франтова. Она вела кружок гимнастики, оформляла ДК, проводила много мероприятий:

– Энтузиазм Галины Николаевны заряжал всех детей. Я хотела во всём участвовать и во всём побеждать, а сейчас стараюсь быть такой же в отношении с детьми.

Она отмечает, советники проводят много патриотических мероприятий. После акций, при­уроченных к Дню снятия блокады Ленинграда, детям рассказывали о Сталинградской битве и её значении в истории страны.

– Также организуем мероприя­тия другой направленности: в этом помогает календарь праздников и памятных дат. В День ручного письма мы с пятиклассниками разбирали почерк, им было очень интересно узнать, что то, как ты пишешь, отражает твой характер. Много говорим о заботе об окружающем мире, о природе: сейчас проходит сбор кормушек для птиц, – заключает она.

 

За что советники любят свою работу?

 

Павел Берг – советник директора по воспитанию в Ненецком аграрно-экономическом техникуме. Молодой педагог не только выполняет федеральные задачи, но и сам придумывает программы для студентов.

– Советники занимаются воспитанием, чтобы дети знали о памятных датах: днях родного языка, защиты животных. Стараюсь знакомить ребят с профессиональными праздниками, это часть их будущей профессии. К примеру, на День повара организовал «Свою игру» для тех, кто получает эту специальность в НАЭТе. Студенты 1, 2 и 4-го курсов отвечали на вопросы и соревновались, кто лучше знает своё дело. Мы сдружились, круто провели время. Удалось удивить ребят, – делится Павел.

Он отмечает, работа советником открывает большие возможности для самого педагога: ты всегда на одной волне с молодёжью, в центре событий, участник многих мероприятий.

– С появлением этой должности я стал ездить на мероприятия, посещать различные активности с детьми. Открываю новые форматы работы и для себя, и для студентов. Для советников проводятся обучающие сессии, где мы узнаём много полезного. Наша задача – направить ребят на правильную тропинку развития, – продолжает собеседник.

 

Кто учит советников?

 

Курируют и обучают советников по воспитанию специалисты Российского детско-юношеского центра. В НАО создан Региональный ресурсный центр проекта «Навигаторы детства». Мария Баширова работает с советниками из школ Заполярного района НАО и среднего профессионального образования:

– Всю информацию региональный офис Росдетцентра доводит до советников через нас – координаторов. Мы стараемся доходчиво ответить на любой вопрос. Также я занимаюсь проектной деятельностью, то есть разрабатываю форматы мероприятий, которые проводят в школах и СПО. Расписываю программу согласно возрасту детей, предлагаем советникам её реализовать.

Советник, замдиректора по воспитательной работе и директор работают в единой команде. Наладить эту работу также помогают координаторы.

– Кто-то думает, что советник и замдиректора по ВР выполняют одинаковые задачи. Но это не так. Советник – проводник детей в объединения и дополнительные образовательные пространства. Он рассказывает о всероссийских активностях, форумах и акциях, принять участие в которых может любой ребёнок, – делится Мария.

Она отмечает, дети положительно отзываются о работе советников: школьная жизнь стала насыщеннее.

 

А что думают директора?

Ольга Горбунова, заместитель директора школы № 2 по воспитательной работе:

– Советники должны выявить тех детей, которые не участвуют нигде, незаметны в школе. Вовлечь в общественные дела, мероприятия. Помочь каждому проявить себя. Может, он не юнармеец, не отличник и не спорт­смен, но может сделать кормушку, увлекается историей или хорошо рисует. Это надо раскрыть.

 

Владислав Ледков, директор школы посёлка Красное:

– Советник нашей школы Марина Игоревна Ледкова и раньше выполняла большую работу патриотической направленности с детьми, а сейчас просто продолжила свою деятельность. Марина Игоревна руководит школьным музеем, военно-патриотическим клубом «Поиск», волонтёрским движением. С появлением должности советника увеличилось количество мероприятий, в которых наши школьники могут принять участие.