Победителем в номинации «Земляки» заслуженно стала Лариса Николаевна Торопова
Она поделилась историей ненецкой художницы Надежды Выучейской. А сегодня мы делимся с читателями отрывками из этого материала.
Не растерять внутреннего ребёнка
Первые незамысловатые рисунки Надя сделала в раннем детстве в отчем доме. Для малышки лучшим подарком были не игрушки, а карандаши.
В Ненецкой школе-интернате способности девочки к рисованию заметили и стали развивать. Как вспоминала художник Майя Афанасьевна Ледкова, работавшая тогда учителем рисования в НШИ, с Надей она занималась не только на уроках, ходила с ней на плэнер, и результат не заставил себя долго ждать – девочка начала выдавать весьма интересные работы, о которых лестно отозвался сам народный художник Дмитрий Свешников, посвятивший людям тундры свои лучшие полотна.
– Я во всем хотела быть лучшей – в спорте, учебе, рисовании, танцах, декламации стихов, всегда участвовала во всех конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Мне казалось, что только так меня заметят и заберут из детдома, – вспоминает Надежда Алексеевна.
Мне всегда были интересны яркие, нестандартно мыслящие личности, к числу которых, несомненно, относится и Надежда Выучейская. Она с юности была остра на язык, всегда и на всё имела своё мнение.
Я познакомилась с Надей на окружном радио, на одном из многочисленных и модных тогда прямых эфиров редактора молодёжной редакции Андрея Михина. Было это, как помнится, в 1986 году. Надя работала учителем рисования в Ненецкой школе-интернате им. А.П. Пырерки, немало сил отдавала ненецким детям, среди которых, как известно, достаточно много творчески одарённых. Она читала ребятам сказки, а они внимательно слушали и рисовали, рисовали – никто не сдерживал полёт их фантазии.
Педагог пришла к выводу, что нужна особая методика обучения художественно одарённых детей – и работала над ней, собирая в копилку свой опыт.
Тогда, в 80-х, она жила на улице Южной. Небольшая комната, стены которой были увешаны холстами, больше напоминала мастерскую – здесь витал запах красок и порой некуда было ступить… У выпускницы худграфа Ленинградского института им. Герцена без работы за мольбертом не обходилось ни дня. С каждым днём и месяцем становилась увереннее и эмоциональнее её кисть, из-под которой выходили неординарные портреты, пейзажи, натюрморты.
Преемница Тыко Вылки и Константина Панкова
В период перестройки Надежда «поднимала проблемы ненецкого народа в своих выступлениях с трибуны. Говорила с болью… Спрашивала себя: чем могу помочь своим землякам? Чем?
И тогда появился целый цикл работ – сага о тундре. Вертолёт, экспедиция геологов и огромный сапог, который вот-вот наступит на птичье гнездо с новорожденным «нёшенькой» (так ласково называет Надежда ненецких детей).
Тундра, почки на деревьях, в них детские лица, и намывная труба, которая заваливает песком и деревца, и озерко, и сам участок тундрового ландшафта. Палехская шкатулка, женщина с наманикюренными пальчиками то открывает, то закрывает шкатулку с танцующими людьми: в ее власти будущее ненецкой культуры… Кисть Надежды взывала: внедряя цивилизацию, учитывайте интересы коренных жителей этой земли». (Из материала Галины Торцевой «Вернусь в этот город, которым казнюсь и клянусь...»)
Думаю, про этот период творчества Надежда Алексеевна как-то сказала: «Да, я писала на злобу дня. Вываливала на холсты все проблемы. Вовремя остановилась. Картины должны радовать глаз, поднимать людям настроение, а не подавлять».
На открытии одной из выставок в Санкт-Петербурге художница делилась с журналистами своим видением Севера: «Тот, кто рисует свинцовые воды, тяжёлое небо, пасмурные берега, хмурые леса – Севера не видел, а если и видел, то не понял. Север светел, ярок, солнечен. Так понимаем его мы, внутренние северяне».
...Когда Надежда в 2000 году вернулась в Нарьян-Мар из-за границы, случилась судьбоносная встреча двух неординарных личностей. Александр Иванович Дуркин был ихтиологом по образованию, очень начитанным человеком, любил литературу, умел ценить прекрасное, фотографировал, писал статьи для специализированных журналов.
У них были общие увлечения – рыбалка, фотография, путешествия. Тандем Надежды и Александра вылился в сотни прекрасных работ ненецкой художницы, десятки выставок. Организацией большинства из них занимался Александр Иванович. Думается, неслучайно Надежда, как бы в шутку, называла мужа «вторым после Бога». Да, они были венчаны…
Нарьянмарцы ожидали, что декабрьская выставка 2002 года Надежды Выучейской будет более «калмыцкой» и более «питерской», но она оказалась почти полностью северной… И можно понять, почему художнику захотелось показать землякам именно эти работы. Наряду с пейзажами был представлен целый ряд портретов – молодой красавицы тундровички с ребёнком на руках, оленеводов, детей. В это суетное время живописец сумел вглядеться в лица и рассказать нам о богатом внутреннем мире этих людей.
А какие пейзажи! Причем сюжеты для них Надежда и Александр брали чаще всего не за тридевять земель, а буквально в полукилометре от дома: пошли на озеро удить рыбу или собирать ягоды на «свою» поляну, а «насобирали» новые виды нашей северной природы. Причем мы, простые смертные, прошли бы мимо какого-то там ручейка, куста ивы или ромашкового поля. Только глаз художника замечает то, что потом будет поражать нас на очередном полотне. Такова картина «Пейзаж с ромашками» с луговой пестротой, с цветами незатейливыми. А какая она тёплая по колориту, притягивающая взор, окунающая в лето.
А вот другое время года – «Незамерзший ручей». Как чудесно художник передаёт состояние предзимья с этими припорошенными первым снегом берегами то ли ручья, то ли речушки, с этим бело-коричневым, нагнувшимся от ветра кустарником, и необыкновенного малахитового цвета водой – кажется, ещё секунда-другая, и она покроется на наших глазах первым хрупким ледком…
Лариса Торопова,
г. Нарьян-Мар