Вы здесь

Особенности национального образования творческих людей

Преподаватель реставрации, консервации произведений декоративно-прикладного искусства Игорь Борисович Кремень проводит мастер-класс по восполнению утрат / ФОТО АНАСТАСИИ ГУДОВОЙ

С 2019 года в рамках нацпроекта «Культура» окружные культработники бесплатно повышают квалификацию на базе ведущих творческих вузов страны.

 

К концу текущего года общее число «окультуренных» по высшему разряду сотрудников ДК, музеев и биб­лиотек составит 140 человек. Это фактически каждый третий работник культуры Ненецкого округа.

Вопросам обучения посвящён специальный раздел нацпроекта «Культура» под символическим названием, отражающим спе­цифику его участников, – федеральный проект «Творческие люди».

Чтобы воплотить масштабную идею в жизнь, в двадцати двух лучших вузах культуры открылись Центры непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров. Ежегодно они предлагают слушателям для изучения десятки востребованных программ.

Названия учреждений априори вызывают уважение – Санкт-Петербургский и Московский, Казанский и Кемеровский, Пермский, Краснодарский и Челябинский институты культуры, ВГИК, Гнесинка и ГИТИС, академия хорового искусства имени Виктора Попова и академия русского балета имени Агриппины Вагановой, Сибирский институт искусств имени Дмитрия Хворостовского и Саратовская консерватория имени Леонида Собинова.

Со многими из них окружной департамент образования, культуры и спорта активно сотрудничает. Это значит, что слушатели из Ненецкого округа, наравне с коллегами из мегаполисов и крупных субъектов, общаются с профессорами и академиками, перенимают опыт у лучших представителей профессии.

Организация государственных и массовых праздников, проектная деятельность, звукорежиссура, театральная педагогика, хоровое искусство и народные традиции, продвижение учреждений культуры в интернете – каждый слушатель может выбрать наиболее актуальную для него тему обучения.

Дистанционный формат курсов особенно востребован в окружной глубинке. Лекции и вебинары можно смотреть и слушать даже с мобильного телефона, экзаменационные тесты – проходить в свободное от работы время.

Среди множества курсов есть и очные, когда без личного присутствия слушателей не обойтись. Так, на базе Суздальского филиала Санкт-Петербургского института культуры осенью 2023 года прошли обучение реставраторы музейного объединения. В этом году их коллеги познакомятся с современными технологиями проектирования музейных выставок и экспозиций и ролью малого музея в социокультурном пространстве.

После успешной сдачи итоговых заданий слушатели получают сертификаты установленного образца, а новые знания и умения успешно применяют на практике.

Грамотные креативные специалисты поднимают престиж профессии и качество работы, а значит, делают жизнь земляков содержательной, яркой, интересной.

 

Федеральный проект «Творческие люди»

• Часть национального проекта «Культура».

• Стартовал в 2019 г. по указу президента России от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.».

• 22 центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров на базе ведущих вузов культуры.

• 200 тыс. культработников повысят квалификацию до конца 2024 г.

 


 

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Программа «Реставрация и консервация музейных коллекций»

 

Программа была подготовлена Суздальским филиалом СПбГИК, который мы окончили более 15 лет назад. Учёба состояла из двух модулей: онлайн-курса и очных занятий в Суздале.

В ходе онлайн-обучения познакомились с изменениями в правилах учёта, хранения и транспортировки музейных предметов, нормами профессио­нальной этики, узнали о новых материалах и технико-технологических исследованиях в реставрации, методах реконструкции произведений темперной живописи, способах дублирования декоративно-прикладного искусства из текстиля.

Очная часть программы прошла в Суздале. Там мы побывали на экскурсиях по городу и мастерским Суздальского филиала, поучаствовали в мастер-классах по созданию книжных переплётов, восполнению утрат изделий из керамики и бумаги, писанию плавью в иконописи, изготовлению кованых гвоздей и кручению проволоки для скани.

Встретились и пообщались с некогда обучавшими нас преподавателями и молодыми специалистами, обсудили современные проблемы в области реставрации объектов культурного наследия.

 

Художники-реставраторы Музейного объединения НАО Анастасия Гудова и Мария Буркова

 


 

Краснодарский государственный институт культуры

Программа «Новые формы социально-культурной работы с различными категориями населения»

 

Преподавателями курса были удивительно талантливые творческие люди. Они проводили лекционные и практические занятия, мастер-классы, делились не только теоретическим материалом, но и примерами из личной практики.

Слушатели программы получили знания по организации молодёжного досуга, приобрели практические умения по разработке культурно-досуговых программ с использование инновационных технологий для людей среднего и пенсионного возраста.

Нашему зрителю нравятся зрелищные и наполненные смыслом мероприятия. Для того, чтобы жителям и гостям посёлка Искателей хотелось возвращаться в наше учре­ждение вновь и вновь, мы должны предлагать им яркую насыщенную программу. Специалистам в свою очередь нужны новые креативные идеи, и обучение – один из способов их сгенерировать. Учёба – это всегда приобретение знаний и доброе общение с коллегами со всей страны.

 

Анна Канева, менеджер по культурно-массовому досугу клуба «Созвездие» п. Искателей

 


 

Театральный институт Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова

Программа «Театральная педагогика: современные технологии актёрского мастерства»

 

Несмотря на дистанционный формат, обучение было насыщенным и интересным, организован чёткий график, подобран профессиональный учебный материал.

С коллегами из других регионов учились последовательной работе со словом и драматургическим мате­риалом, знакомились с особенностями создания спектакля, методикой проведения тренингов сценического движения.

Понравилась работа над прозой со студентами треть­его курса. Доцент кафедры специальных дисциплин Светлана Игоревна Никулина разбирала по ролям и характерам героев романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Через экран, сидя на стуль­ях, ребята, практически профессиональные артисты, смогли донести и передать внутреннее содержание каждого героя. Очень здорово сценическую постановку дополняли фольклорные песни, текст которых был найден в архивных источниках. Просмотр и разбор романа дал много полезных идей для работы с любительским театральным коллективом «Премьера», которым я руковожу.

 

Людмила Кирьякова, замдиректора Тельвисочного социально-культурного центра «Престиж»