В минувшую пятницу Выставочный зал культурно-делового центра «Арктика» на время стал желанным местом для самых взыскательных меломанов. Юные воспитанницы воскресной школы порадовали гостей выставки пастелей Надежды Выучейской сложнейшими вокальными исполнениями. Высокое, как в буквальном, так и в переносном смысле исполнение «Соловья» Алябьева настраивало на возвышенный лад - под стать двум десяткам работ, развешенным на стенах.
В октябре прошлого года Управление культуры Ненецкого автономного округа предоставило возможность художнику Надежде Выучейской и ее продюсеру Александру Дуркину вдохновиться соловецкими сюжетами. И вот теперь желающие могли познакомиться с отчетом знаменитой в округе художницы - «Соловки - жемчужина Беломорья».
А тайнами и деталями творческой кухни автора активно делился Александр Иванович:
- Посмотрите на картину, где изображены деревянные суда. Это не художественный домысел, в качестве основы использовались фотографии известного в Архангельске мастера Якова Лейцингера!
Поначалу мне показалось, что автор создала свою версию «Алых парусов» на соловецкий лад. Скрип мачт, голоса на берегу - только можно ли найти свою Ассоль где-нибудь неподалеку от Сторожевой башни кремля? Но вот древний лабиринт на Большом Заяцком острове - он буквально завораживает своей зеленой первозданностью. Соловки в исполнении нарьян-марской художницы действительно, порой, предстают в необычном ракурсе. Впрочем, наверное, так и должно быть...
Алый цвет валунов в версии Надежды Выучейской, как будто, въелся в камень. Он органично присущ древнему монастырю. Этот таинственный красноватый свет исходит от монастырских строений, как-то по-новому связуя две несовместимых ипостаси Соловков: его прошлое как крупнейшего на Севере России духовного центра и одного из самых ужасных порождений советской истории, ГУЛАГа.