Вы здесь

Однофамильцы, тёзки, земляки

Акция, посвящённая Дню памяти участников оленетранспортных батальонов 1941–1945 годов (20.11.2022 г.) / Фото Александры Берг

Это уже 48-й по счёту материал социально-патриотического проекта «Подвиг земляков – участников Великой Отечественной войны» в окружной газете. А старт проекту на страницах «Няръяна вындер» дали 11 апреля 2019 года.

Про героическую 31-ю отдельную лыжную бригаду, которая сражалась вместе с четвероногими помощниками наших бойцов – оленями, знает, наверное, каждый житель Севера.

Бригада прикрывала главный участок Северного, а впоследствии Карельского фронта – Мурманское направление.

Именно сюда, к Мурманску, остервенело рвались полчища так называемой Лапландской армии вермахта, чтобы взять под контроль незамерзающий порт на Кольском полуострове, куда шли морские конвои
союзников, доставлявшие нам вооружение и продовольствие. На пути у вышколенных и натренированных егерей вставали люди и олени.

 

Николай Иванович Тарасов из деревни Тарасово

 

Рогатые быки оказались незаменимыми в тундре: на них подвозили на передовую боеприпасы, эвакуировали раненых, вели разведку боем.

Оленетранспортные подразделения были занозой в туше Лапландской армии. Мало кому известен такой факт: фашисты продумывали операцию по массовому отравлению оленей – для этого в места их пастбищ предполагалось доставлять яд боевыми кораблями и подводными лодками, который затем разбрасывали бы диверсанты. Правда, на верху фашистского руководства посчитали этот план слишком экзотическим.

Один из защитников северных рубежей страны Николай Иванович Тарасов родился в 1910 году в деревне Тарасово Омского сельсовета Канино-Тиманского района.

На фронте воевал с 1941 года, на том самом Мурманском направлении. Служил вторым номером ручного пулемёта 2-й роты 1-го отдельного лыжного батальона 31-й отдельной лыжной бригады.

Оборона Севера длилась почти всю войну: с июля 1941 по октябрь 1944 года, завершившись победоносной Петсамо-Киркенесской наступательной операцией, которая вышвырнула Лапландскую армию с нашей земли и разгромила фашистов в Финляндии и Норвегии.

Успех советских войск стал возможным во многом благодаря активнейшим боевым действиям, которые вели 14-я армия Карельского фронта и моряки Северного флота. Это была не оборона в окопах, а оборона в боях, которая значительно подорвала силы горно-егерских формирований вермахта. Утратить спесь им помогла и 31-я отдельная лыжная бригада.

Николай Иванович воевал отважно. Об этом свидетельствуют строки из наградного листа.

«В бою 27 апреля 1944 года, – говорится там, – при штурме высоты 337,6, действуя в составе 2-й роты вторым номером ручного пулемёта, тов. Тарасов беспрерывно обеспечивал пулемёт заряженным диском и вёл огонь по противнику. Когда был убит пулемётчик, тов. Тарасов лёг за пулемёт и открыл губительный огонь по противнику, уничтожив при этом до 10 гитлеровцев».

За этот подвиг Николай Иванович был награждён медалью «За отвагу». Он погиб 7 сентября 1944 года. Точный адрес захоронения выглядит длинным, приводим его полностью: Кв. 8237 Мурманской области, Полярного района, дорога Мурманск – Титовка – Печенга, у реки Большая Западная Лица.

Дома похоронку на сына получила Екатерина Ивановна Тарасова.

 

Николай Акимович Тарасов из деревни Устье

 

Однофамилец, тёзка и земляк Николая Ивановича (случаются же такие совпадения!) – Николай Акимович Тарасов – родился в 1923 году в деревне Устье. Был призван в ряды Красной армии Большеземельским РВК, воевал на Ленинградском фронте.

В августе 1944 года у речного острова Пермискала-Саар, разделяющего русло реки Нарвы пополам, развернулись ожесточённые бои. История сражений за этот островок составляет то явление, которое мы называем «неизвестными страницами войны».

Тяжёлые бои разгорелись здесь раньше, в феврале 1944 года, но они оказались неудачными для нас. Несколько батальонов имитировали наступление дивизии, чтобы основные силы смогли севернее острова перей­ти Нарву по льду и закрепиться на западном берегу. Однако красноармейцы, встреченные огнём эстонских подразделений СС, остановили наступлением.

Повторный удар на Пермискала-Саар был нанесён через семь месяцев и закончился разгромом врага. Подавив сопротивление, наши войска форсировали Нарву и начали освобождение Эстонии. Много лет спустя на Пермискала-Саар появится памятник... эстонским эсэсовцам.

Но вернёмся в август 44-го и ознакомимся с приказом по 692-му Краснознамённому полку 109-й стрелковой Ленинградской Краснознамённой дивизии Ленинградского фронта, где служил Николай Тарасов.

Там написано: «Связист взвода связи рядовой Тарасов Николай Акимович в бою 1 августа 1944 года за остров Пермискала-Саар под сильным артиллерийско-миномётным огнём противника исправил повреждения линий связи. Будучи ранен, он не покинул поле боя, пока не была выполнена поставленная задача. Имеет три ранения».

За этот подвиг Николай Акимович был награждён медалью «За боевые заслуги».

Он пропал без вести в декабре 1944 года. Дома, в Нарьян-Маре, похоронку на брата получил Виктор Яковлевич Тропин.