Для жителей Ненецкого автономного округа в повседневной жизни самый надежный способ передвижения по зимней тундре, конечно, снегоход. Но за последние 15 лет гусеничная техника приобрела еще один статус - спортивный. Ежегодные гонки на снегоходах «Буран-Дей» стартуют в конце марта, и подготовка к ним идет вовсю.
Гонщик из Макарово
Один из главных фаворитов и победитель «Буран-Дея» в 2012 году в кроссе среди мужчин до 55 лет - Алексей Попов повенчан со снегоходом с юных лет, если так можно выразиться.
Его отец, Василий Попов, неоднократный чемпион снегоходных гонок округа, и сейчас время от времени выступает в заезде ветеранов. Главный тренер в семье - мать чемпиона - Лариса.
- Сейчас хоть и не выступает уже, но, поверьте на слово, она - победительница и многократная участница всевозможных турниров на снегоходах, даст фору любому гонщику-мужчине, - с восторгом рассказывает о матери Алексей.
В детстве он часто ездил с отцом на рыбалку на снегоходе. И всегда самым интересным Алексею казалась не сама рыбалка, а езда на снегоходе. Ему нравилась эта специфичная машина - мощная, надежная, которая не ограничивает водителя в выборе дороги. Вот так и случилось, что, сев однажды за руль, Алексей сразу влюбился в гусеничный внедорожник.
Гонщик не стал скрывать и рассказал, как будут проходить его тренировки.
- Тренировочную базу мы организуем дома, в деревне Макарово, - говорит Алексей. - Вместе с отцом проложим трассу, попытаемся воспроизвести копию той, на которой проходил Буран-Дей в 2012 году. Пригласим местных гонщиков. Чем-чем, а ими наша деревня славится. Взять хотя бы Алексея Поздеева, он - неоднократный призер и победитель гонок на снегоходе.
Как говорит мой собеседник, на трассе всегда необходимы предельная внимательность и сосредоточенность.
- Ты должен предусмотреть все потенциальные опасности, чтобы уверенно управлять снегоходом в экстремальной ситуации, - продолжает Алексей Попов. - Например, при обгоне соперника на крутом повороте, да еще в условиях бездорожья, приходится полностью полагаться на свой опыт. Поэтому перед соревнованиями нужно почаще садиться на «буран». Ведь чем больше ты ездишь, тем увереннее себя чувствуешь!
Счастливый тринадцатый номер
Самой титулованной участницей нынешних соревнований в женском заезде станет, конечно, Анна Христолюбова из деревни Лабожское. Она не раз за последние годы поднималась на высшую ступеньку пьедестала, была первой и в 2012 году.
Анна рассказывает, что в «большие гонки» ее втянул суп-руг Валерий. Когда-то болела за него со зрительских трибун, а потом и сама решила попробовать силы.
В Буран-Дее Анна впервые участвовала в соревнованиях в 2000 году. Вытянула перед стартом 13-й номер и проиграла.
Когда этот же номер выпал ей и на следующий год, Анна очень расстроилась, но собралась и пришла к финишу первой. В награду получила «буран». С тех пор всегда выступает под номером «чертовой дюжины» и стала уже восьмикратной победительницей Буран-Дея.
В семье Валерия и Анны Христолюбовых - две дочери, Александра и Дарья. Они тоже начинают примериваться к гусеничной технике, благо в гараже у них шесть машин! Все - наградные! Только вот пока за мамой не поспеть. Зато с превеликой радостью и гордостью за нее можно поболеть на соревнованиях.
К главному старту Заполярья этого года спортсменка настроена серьезно и уже давно начала тренировки.
- Готовиться начинаю за два месяца. Каждое утро - зарядка, постепенно приучаю организм к повышенным нагрузкам. Главное - гимнастика рук, плечевого пояса и, особенно, кистей, - делится Анна. - На соревнованиях на крутых виражах руль сильно вибрирует, и у гонщика должна быть мертвая хватка. Сильное влияние оказывает погода - могут помешать результату мороз, ветер, снегопад, яркое солнце, которое ослепляет. Поэтому для комфортной и безопасной езды на снегоходе я всегда большое внимание уделяю экипировке. Перед стартом подгоняю шлем. Для защиты от солнца использую затемненные очки.
Анна особо подчеркивает, что одним из главных условий безопасной и успешной езды на снегоходе является поддержание машины в идеальном состоянии.
- За снегоход мне волноваться не приходится, в моей команде за техническую часть полностью отвечает муж, я только где-нибудь гаечку подкручу. Уже выгнала из гаража своего железного коня, стараюсь кататься каждый день. Сначала к управлению нужно привыкнуть, а потом можно и полихачить.