Все же русское слово доброволец гражданам нашей страны привычнее. Помогать ближнему своему по доброй воле как-то сподручней, чем волонтерствовать согласно новой моде. Добровольцами шли на войну и целину поднимать. И на Крайний Север не только за длинным рублем ехали, но и по велению души, за романтикой. За туманом и за запахом тайги. Прямо как в старой советской песне.
«Помни: горит крыша – звони 01. Нужна крыша – звони 02, поехала крыша – звони 03». Эта шуточная памятка для визитеров кабинета № 10, что расположен на первом этаже Нарьян-Марского социально-гуманитарного колледжа имени И.П. Выучейского. Хозяйка кабинета – социальный педагог Ирина Бодрова. Для студентов она как вторая мама. И чувство юмора, приправленное легкой иронией, для нее как волшебная палочка, целебная пилюля и противовес. А как еще уравновесить жизненные тяготы, которые приходится делить со своими воспитанниками? Подставляешь плечо и тащишь дальше, с шуточками и прибауточками. Как в известной репризе с Юрием Никулиным: «Взяли бревно и весело его несем».
Все как на ладони
На ладони Ирины Бодровой линия жизни начинается с трех почти параллельных штрихов. Словно дано было ей три дороги, как в сказке. Из предложенных судьбой вариантов наша героиня выбрала путь на край света. Из солнечной Молдавии прилетела в солнечный Нарьян-Мар. Сейчас это европейская страна, а тогда была союзной республикой и частью огромного государства.
– Как я узнала про Нарьян-Мар? Это отдельная история! Приехала сюда к знакомым и осталась, – вспоминает Ирина Бодрова. – Что поразило? Легче спросить, что не поразило.
Для тех, кто помнит окружную столицу лет тридцать назад, не надо рассказывать про зыбучие пески, печки, колодцы, деревянные дома и общественные бани. Старожилы еще помнят бытовое троеборье под названием: «вода, дрова, помои».
– Я же приехала из достаточно большого города, – говорит Ирина. – Многоэтажки, микрорайоны, цивилизация. Свой первый приезд в Нарьян-Мар помню как сейчас. Пока ехали на маленьком ПАЗике от старого аэропорта, все ждала, когда же начнется сам город. Еще поразили люди. У себя на малой родине не сталкивалась с таким вниманием, доброжелательностью и отзывчивостью незнакомых людей. Как в сказке! Ведь меня мама в Молдавии с детства учила быть начеку. Иначе останешься без всего. Народ ушлый, горячий, на ходу у коней подковы рвет. Конечно же, я решила остаться в сказке.
Так в 16 лет для Ирины началась новая самостоятельная жизнь на Крайнем Севере. После десятого класса поступила в пед-училище на отделение начальных классов. Затем получила высшее педагогическое образование. Успела поработать в детском саду, выйти замуж, родить первую дочку. Вторая дочь родилась уже в период работы в Ненецкой школе-интернате имени А. П. Пырерки (НШИ).
Школа жизни
В НШИ Ирина Бодрова проработала почти 20 лет. За это время получила уникальный опыт работы с разными детьми. Ведь в те годы школа-интернат объединяла детей-сирот и детей оленеводов, сельских ребят, продолжавших образование в Нарьян-Маре и городских школьников, которые по разным причинам там оказались. Как в Вавилоне – если не найдешь общего языка с людьми, считай, что все пропало.
– С раннего детства хотела быть педагогом, – говорит Ирина. – Никогда не мечтала о карьере певицы или славе космонавта. Только дети, только хардкор, – смеется наша героиня.
В школе-интернате первое время для уроженки Молдавии было важно понять местных ребятишек. И вообще разобраться, где Усть-Кара и как живут на Колгуеве. Вначале диву давалась, что домой на каникулы можно попасть только на вертолете. Труднее всего оказалось с детьми-сиротами.
– Они иные. Даже если какое-то время жили с родителями и являются социальными сиротами, – говорит Ирина. – Словно из человека вынули важную часть. И эта пустота заполняется чем угодно. Например, чрезвычайно редко они могут быть искренне благодарными. И это сочетается с любовью к родителям, которые по сути их предали. Столько всего там намешано... Система ценностей деформирована, исковеркана, от этого все проблемы. Брошенные дети, словно пылесосы, требуют очень много эмоций, качают их точно насосом. И чтобы был результат, нужно полностью растворяться в педагогической работе. Вкладывать душевные силы, личное время, материальные ресурсы. Поэтому важно для педагога видеть, что все эти усилия не зря.
Практика семейных детских домов, распространенных на Большой земле, в Заполярье не прижилась. Почему так, наша героиня сказать затрудняется. Но ей ясно одно – сирот нужно обязательно воспитывать в семьях, и чем раньше, тем благоприятнее прогноз.
За время работы в НШИ наша героиня приобрела не только бесценный профессиональный и жизненный опыт, но и новое имя – ИрЭн. На самом деле это благозвучное слияние имени и необычного отчества Эннановна придумали коллеги. С тех пор так и повелось – для своих ИрЭн, а для чужих... Правда же, трудно произнести такое отчество с непривычки?
Часть вторая.
Оптимистическая
После 20 лет работы в НШИ наша героиня поменяла место работы. Линия жизни Ирэн сделала новый поворот. Все сошлось словно в одной точке: боязнь профессионального выгорания, желание что-то изменить в себе: образ жизни, окружение. Вот уже шесть лет она работает в бывшем педучилище, а ныне колледже, где когда-то сама училась. И часто бывает так, что среди ее подшефных студентов – те самые малыши из школы-интерната. Так что связь с бывшим местом работы не прерывается.
– Люблю все, что связано с движением, – говорит человек с говорящей фамилией Бодрова. – Все должно вокруг крутиться-вертеться, обновляться. В личное время люблю активный отдых и хожу в бассейн. В рабочее – помогаю ребятам реализовывать различные проекты.
Один из проектов – волонтерский, под названием «Кто, если не мы?» Появился в 2013 году. Добровольцы из педколледжа помогали в проведении таких масштабных общероссийских акций, как онлайн-чтение «Анны Карениной», «Тотальный диктант».
– Самые классные и живые идеи возникают по инициативе самих студентов, – говорит ИрЭн. – Много было небольших проектов или акций, где участвовали наши ребята. Помогали детскому дому и ветеранам, приюту для животных, организовывали концерты и выступления. Главное, чтобы было искреннее желание помочь людям. Если о минусах говорить, то бывает, что добровольцев используют на каких-то дежурных мероприятиях. Из-за этого у ребят не остается возможности сделать что-то свое, от чистого сердца, по собственной доброй воле, и не для галочки. Главное в волонтерском движении – избежать подмены понятий. Ведь молодежь очень тонко чувствует фальшь. Доверие завоевать трудно, а потерять легко.
Жизнь онлайн
У нового времени – новые возможности. Если в нашем советском детстве играли в прятки, догонялки и прыгали с сараев, то поколение новой России делает то же самое, только в виртуальном пространстве. В глобальной сети знакомятся и общаются, любят и ненавидят. Через экран монитора удобней, быстрей и легче.
– Из-за обилия информации сейчас ребятам труднее вычленить главное и сложнее налаживать связь с людьми без помощи гаджетов, – говорит Ирина Бод-рова. – Дети стали более инфантильными, и это тоже общемировое явление. Зато по сравнению с нашим советским прошлым они стали свободней. У них столько возможностей, что завидно!
Со своими студентами и волонтерами ИрЭн тоже общается с помощью глобальной сети. И по-прежнему находится на связи с воспитанниками практически 24 часа в сутки, как это было когда-то на старой работе. Только взамен советскому телефону с диском, который на вахте общежития НШИ порой раскалялся от звонков, пришел смартфон. А вместо традиционных классных часов – группы в социальных сетях.
– Если бы была возможность начать жизнь заново, то снова бы приехала в Нарьян-Мар, – улыбается Ирина. – И вновь бы прожила 20 лет вместе с НШИ. И близких людей бы выбрала тех же. Линий жизни может быть сколько угодно, но линию судьбу мы создаем сами, по собственной доброй воле.