Какая часть тела у мотоциклиста замерзает быстрее и сколько стоит северное сияние?
Эта весна в Нарьян-Мар ворвалась на мотоцикле. 1 марта в окружную столицу из Кирова прибыли участники экспедиции «За полярный круг на мото». Впервые ненецкий зимник покорился мотоциклу с коляской.
Март в Ненецком округе – самое время для экстремальных наземных экспедиций. Солнышко светит вовсю, сильные морозы и метели идут на убыль, да и зимник в более-менее нормальном состоянии.
Для желающих увидеть такую близкую Арктику дорожка уже накатанная. Отчаянному экстремалу две с лишним тысячи километров от Москвы до окружной столицы – не крюк. Поэтому слухами земля полнится, а интернет – фото- и видеоотчётами. На чём только не приезжали в Нарьян-Мар с Большой земли. В 2012-2013 годах ненецкий зимник прошли два безбашенных велосипедиста. В 2014 году на «Ягуарах» промчалась съёмочная команда во главе с известным автожурналистом Андреем Леонтьевым. В 2018 году в НАО был даже установлен рекорд России по протяжённости маршрута на квадроцикле в Заполярье. Теперь для разнообразия милости просим к нам хипстеров на самокатах. Главное, чтобы на зимнике штанины невысоко подворачивали.
Музыка нас связала
На встречу с путешественниками выезжаем заранее. Пока ясное небо и солнце, нужно успеть сделать бесценные кадры. Интересно, какое выражение лица у человека, оттарабанившего по лёгкому морозцу на мотоцикле пару сотен километров?
Останавливаемся на дороге возле большого деревянного поклонного креста. Его установили в 2015 году на третьем километре после поворота на Усинск с благой целью – чтобы православный символ хранил путников в дальней дороге. Ну и чтобы трасса Нарьян-Мар – Усинск с божьей помощью строилась быстрее.
Фотограф и оператор волнуются, вот-вот сядет солнце, и снимать придётся в темноте.
Наконец вдалеке видны чьи-то фары. Навстречу нам лихо катит мотоцикл с коляской, за ним машина сопровождения «Лендровер» и ещё одно авто. Оказалось, за 200 километров до Нарьян-Мара кировских экстремалов встретил нарьянмарец Степан Котов, представитель общественной организации «Русские мотоциклисты». На своей машине он сопровождал их до конечной точки маршрута.
Как выяснилось, сам винов-ник экстрим-путешествия Илья Сабанцев вместе с напарником Антоном Смирновым отогревался в кабине «Лендровера». А на мотоцикле границу заполярной столицы пересёк Артём Кравченко. Вечером 1 марта на страничке в Инстаграм появится его танец посреди тундры и запись: «Мне пофиг, что я не умею танцевать! Душа поёт! Ведь ты едешь на мотоцикле! За полярным кругом, по зимнику! И до края земли Нарьян-Мара осталось каких-то 50 километров!»
«…Твои губы становятся синими
на летней резине
мы безумные или просто stupid
смотрим, как снег в лобовое беспощадно лупит…»
Отрывок из песни группы «Алоэ Вера», как позднее рассказал вдохновитель экстрим-путешествия Илья Сабанцев, стал рефреном поездки на край земли. Но на момент встречи синих губ у Артёма Кравченко мы не заметили. Как и летней резины на байке BMW F650ST выпуска 1997 года.
– В течение месяца мотоцикл доводили до ума, – рассказал Артём. – Его утеплили и оснастили коляской чешского производства. В ней везли запасные аккумуляторы, дополнительное топливо, инструменты и аксессуары. На байк поставили дополнительную фару, мощный аккумулятор и шипованную резину с увеличенным грунтозацепом. Причём шипы ставили сами, вручную. Увы, по прибытии в Нарьян-Мар от них немного осталось. Специально сделали обогрев ручек и ветрозащиту, дополнительный обогрев водителя и головной свет. Лично у меня локти и колени стали слегка подмерзать в конце пути. Специальной экипировки, как и спонсоров, у нас нет, всё сами.
Братство дороги
Наших героев, как и героев отличного, но давно забытого романа «Три товарища» Ремарка, объединила страсть к технике и дороге. Все они мотолюбители с большим стажем мотопутешествий, в том числе и зарубежных. В их общем активе дальнобои в Монголию, страны Восточной Европы и СНГ, путешествие на Байкал. Теперь где-то на небесах и земном интернете им зачтён маршрут в полторы тысячи километров по маршруту: Киров – Сыктывкар – Ухта – Усинск – Нарьян-Мар. В общей сложности на дорогу ушло четверо суток с 26 февраля по 1 марта.
Основную часть пути от Кирова до границы полярного круга, то есть памятного знака, установленного на дороге Усинск – Харьяга, на мотоцикле прошёл Илья Сабанцев. На его личной странице ВКонтакте осталась дневниковая запись:
«…Первые 100 км до Ухты было тяжело быстро идти, много спусков, подъёмов и крутых поворотов. Сказывается то, что я пропустил школу колясочных мотоциклов в юношестве, хочется лечь в повороте, а надо рулить как на машине, от этого едется неуверенно. Но последние 150 км шли ближе к 90. На улице минус 20, сначала мёрзли ноги, но после первого чаепития отогрелись. Вчера не мог понять, как снег может залетать в закрытый шлем, сегодня до меня дошло: конденсат внутри шлема застывает, затем отпадает и летит в глаза маленькими острыми иголками».
Достигнув полярного круга, Илья Сабанцев пересел в автомобиль сопровождения. За рулём мотоцикла его сменил Антон Смирнов, который прошёл участок пути до Харьяги. На 90-м километре после Харьяги водитель вновь сменился. И до Нарьян-Мара по зимнику шёл Артём Кравченко.
По словам Ильи, отправиться в экспедицию за полярный круг его побудил пример известного мотопутешественника Александра Варданянца, иначе Варда. Он широко известен почитателям всемирной сети своими увлекательными рассказами о дальних поездках по всему миру. Известная фраза Варда: «Как только у меня появился мотоцикл, выяснилось, что Земля маленькая».
Маленькая Земля и современные технологии скрепляют братство мотоциклистов крепче сорокаградусного мороза. За экспедицией суровых парней из Кирова следили в соцсетях. В Сыктывкаре их встречали ребята из мотоклуба «Полярные волки», в Ухте – «Ангелы Севера», в Усинске – «Мотоусинск».
– Нас везде принимали хорошо, – рассказали путешественники. – Например, в Усинске подарили унты, чтобы ноги не мёрзли. А в Нарьян-Маре нас встретили как Фёдора Конюхова, который Сахару на байдарке пересёк без вёсел. Накормили, загнали технику в тёплый бокс, истопили баню. И всё бесплатно. Такое отношение дорогого стоит, огромная всем благодарность!
Вишенка на торте
«...Трип заканчивается только тогда, когда ты дома пьёшь чай и планируешь следующую поездку», – написал Илья Сабанцев после возвращения домой в Киров. В обратный путь троица отправилась уже на автомобиле, а мотоцикл повезла транспортная компания.
Финал заполярного трипа оказался настоящей вишенкой на торте, приятным и прекрасным презентом Заполярья.
«…Ночь такая, что видно только звёзды на небе, – в интернет-дневнике написал один из ребят. – Смотрим в небо и наши челюсти отвисают на полметра. СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ! Шаримся по карманам, чтоб вытащить телефоны… чпок-чпок, а камеры не передают всей красоты…»
А кто следующий в Нарьян-Мар за северным сиянием?