Вы здесь

Имя ему – легенда

Таисья и Иван Выучейские

Двадцать второго марта исполнилось бы 115 лет легендарному человеку, ставшему на долгие годы символом Ненецкого округа. Иван Павлович Выучейский – человек-легенда, стоявший у истоков его становления. И это – не простые слова.

Он оставил удивительный след в судьбе ненецкого народа, в судьбе нашего Ненецкого округа, который, будучи первым, всегда был своеобразной экспериментальной площадкой. Стоит лишь вспомнить, что Иван Выучейский сделал для формирования первой национальной автономии России за свои недолгих 35 лет.

Вчитываешься в сухие биографические данные этого человека и не перестаешь удивляться, как много он успел, какими разнообразными были его интересы:

– 1922 год – Иван Выучейский – организатор и председатель первого на Севере кооператива «Кочевник»;

– 1923 год – по его инициативе в Тельвиске открывается первая школа для детей кочевников, прообраз будущей школы-интерната;

– 1929 год – член комиссии по созданию Ненецкого национального округа;

– 1929 год – Иван Выучейский – создатель первого ненецкого оленеводческого коллектива ПНОК (будущий колхоз его имени);

– 1930 год – он возглавляет отдел образования, стоит у истоков создания ненецких школ и ликбезов;

– 1931 год – активно выступает за создание комплексного педагогического техникума для подготовки учителей ненецких школ. В этом же году учебное заведение открывается в селе Оксино;

– 1934 год – инициатор проведения первой выставки предметов культуры и быта ненцев, ставшей базой для создания окружного краеведческого музея;

– 1934 год – председатель Ненецкого окружного исполкома;

– 1934 год – активно работает над созданием в округе отряда полярной авиации;

– 1935 год – первый представитель малочисленных народов-член ВЦИК, делегат VII Всесоюзного съезда Советов.

Иван Выучейский мог бы начать и довести до конца еще много нужных и полезных дел, он тянулся ко всему новому и необычному, с уважением относился к образованным людям, сам мечтал учиться, много читал, пытался во всем разобраться, чтобы быть полезным людям. Но в августе 1936 года его убили, это была плановая командировка председателя Ненецкого исполкома на остров Вайгач.

В марте этого года Ивану Павловичу исполнилось бы 115 лет, а 9 августа 2016-го будет 80 лет со дня его гибели.

В архивных исторических документах много воспоминаний о Выучейском, но кто же, как не его дочь, может рассказать нам об Иване Павловиче. Ее детские воспоминания добавляют много ярких штрихов к портрету «важного государственного», а, по сути, очень открытого и доброго человека.

По воспоминаниям Ады Ивановны Широкой, в 1932 году семья переехала из Тельвиски в Нарьян-Мар, пока это еще не город, а поселение на берегу Печоры. Но Ненецкий округ существует, план по реализации политики партии по праву наций на самоопределение уже работает по всем Северам. Иван Павлович с другими строителями новой жизни, такими как Иван Проурзин и Андрей Хатанзейский, едут помогать создавать автономию на Ямале. В 1933 году в Салехарде они едва не погибли, на делегацию Ненецкого округа было совершено покушение. Здесь ему удалось увернуться от бандитской пули, значит, тогда судьба его хранила.

Суровое время добрых людей

Он торопится домой, к детям и любимой жене. Семья живет в доме партийных работников. Сейчас это старый неказистый штукатуренный дом по улице Хатанзейского рядом с НПТУ, а тогда это было само совершенство. Ада Ивановна вспоминает, что ей, маленькой девочке, очень нравилось ходить по длинным коридорам «дворца». Двери свои партийцы не закрывали, поэтому она свободно ходила по всему жилому пространству, гремела кастрюлями и банками в квартирах Хатанзейских и Проурзиных.

Когда выбирали в доме коменданта, любящий пошутить Пётр Мокеевич Хатанзейский сказал, что предлагает на этот пост Аду Ивановну Выучейскую. Председатель собрания поддержал инициативу и пожелал познакомиться с нею. На что Пётр Мокеевич с улыбкой сказал: «А чего с ней знакомиться, вон она на коленях у матери сидит!» И все засмеялись.

Ада Ивановна вспоминает, что люди, с которыми приходилось общаться отцу и которые приходили в их дом, были открытыми и добрыми. А еще эти люди были веселыми и жизнерадостными, они, как и Иван Павлович, любили шутить и смеяться.

Ада Ивановна вспоминает, что ее отец очень любил животных, и, когда шел на работу, его постоянно сопровождали собаки. Казалось, они специально его поджидали.

«А в Тельвиске в нашем доме жил подраненный кем-то гусь. Отец подобрал его в тундре, вылечил, и гусь без него просто жить не мог. Утром провожал на работу, шел по мосточкам впереди отца, кричал на пешеходов, отгонял посторонних. Отец вынужден был каждый раз заранее выходить на работу, потому что подранок шел медленно, у гуся ведь другая скорость. А к концу рабочего дня гусь снова выходил – встречать хозяина, и ждал его у здания конторы. Вот такая у них была «природная» дружба», – вспоминает дочь Ивана Павловича.

Смерть, которую заказали

В 1934 году происходит встреча Выучейского с Кировым, который после нескольких бесед приглашает Ивана Павловича на работу в свой аппарат. Но Ленинград не привлекает нашего героя. Он считает, что в округе, на родине, гораздо больше дел, он здесь нужнее.

Но знакомство с Кировым позднее сыграет печальную (если не сказать трагическую) роль в судьбе Ивана Павловича Выучейского. По мнению Ады Ивановны, гибель ее отца во многом была спровоцирована тогдашним НКВД, на эту мысль ее натолкнули протоколы допросов вайгачских заключенных, свидетелей и соучастников убийства на мысе Свинцовом. До сих пор его близкие не могут понять и объяснить, почему после трагической гибели Ивана Павловича, НКВД конфисковало без объяснения и описи все его личные вещи: от одежды до книг и личных записей.

По словам дочери, на память об отце у нее осталась только кукла, которую он привез ей в 1935 году из Москвы. Кукла закрывала глаза, и это был самый лучший подарок к ее пятилетию. Она берегла ее долгие годы, точнее не куклу, а все, что от нее со временем осталось. Последней оставалась голова куклы.

«Когда отец уезжал в свою последнюю командировку на Вайгач, он, как всегда, поцеловал каждого из нас, попрощался с мамой и ушел. Он не должен был ехать на корабле с заключенными один, там должно было быть еще пять человек сопровождения», – говорит Ада Ивановна.

Но так до сих пор никто не может объяснить, почему он остался один, и как у заключенных оказался заряженный обрез. Почему конвоируемые постоянно пытались спровоцировать Выучейского на конфликт, а когда он ушел и закрылся у себя в каюте, как киллеры, выстрелили ему в затылок, убив наповал.

Прошло почти 80 лет, а ответов на эти вопросы так до сих пор и не получено. До 2001 года могила Ивана Павловича находилась в центре Нарьян-Мара – напротив здания окружной администрации. И лишь в год его столетия детям удалось добиться перезахоронения тела человека-легенды на тельвисочном кладбище. Теперь они снова и навсегда вместе: Иван Павлович и его любимая Таисья.