Объединить серьёзное и несерьёзное – как шутя примерить легендарную телогрейку.
Вы уже убрали на антресоли тёплые зимние вещи? В курсе, что ваш модный пуховик – ближайший родственник скромной советской фуфайки? Той самой, что согревала на фронте и в тылу, на тюремной зоне и великих советских стройках.
Фуфайка, телогрейка, ватник – так называли неказистую удлинённую стеганую куртку из грубой хлопчатобумажной ткани и ватина, которая стала настоящей приметой времени.
Мода из народа
В фондах Ненецкого краеведческого музея хранятся целых три фуфайки. Одна из них выставлена в экспозиции, как иллюстрация особого исторического момента.
– Фуфайка, переданная Фаиной Чуклиной, относится к 60-70 годам прошлого века, – рассказала Мария Коловангина, главный научный сотрудник музея. – В данной экспозиции этот предмет одежды создаёт ассоциацию с Югорским лагерем ГУЛАГа. Исправительно-трудовой лагерь государственного управления лагерей железнодорожного строительства появился на карте округа в августе 1941 года. В районе Югорского пролива, который являлся стратегически важным объектом Северного морского пути, необходим был морской порт, конечная станция для железной дороги Воркута – Хабарово, по которой доставляли уголь для морских судов.
Для строительства объекта привезли около шести тысяч заключённых. И телогрейки были необходимой одеждой в нашем суровом климате. К слову сказать, в документах ГУЛАГа указывается именно это название верхней одежды. Телогрейки, то есть стёганые куртки на вате, получили массовое распространение в годы русско-японской войны, затем использовались в качестве обмундирования в гражданскую и последующие периоды. Это самая народная вещь. Подобная фуфайка была у моего отца.
Неприхотливая, немаркая, недорогая и удобная телогрейка стала чрезвычайно востребованной в советский период. В качестве тёплого обмундирования ватники появились в Красной армии в 1931 году. В лютые морозы их надевали под шинель. Приказом Народного Комитета обороны СССР № 283 от 25 августа 1941 года был введён новый образец ватной телогрейки – теперь бойцы её носили взамен шинели. Армейские ватники были цвета хаки, гражданские – синими, серыми, чёрными или коричневыми. Легендарный советский модельер Вячеслав Зайцев сделал ватники цветными и вывел их на мировой подиум. Его первая коллекция спецодежды для работниц села потрясла Запад. Молодой талантливый модельер создал её в 1963 году на швейной фабрике в городе Бабушкине. В одном из интервью Зайцев рассказал, что его убивала серость советских телогреек. Из павлопосадских платков он сделал юбки, валенки расписал яркими красками, а рабочие фуфайки выпустил в цвете. Был грандиозный скандал, все решили, что модельер просто поиздевался над простыми советскими труженицами. К счастью, на показе оказался представитель западной прессы. После хвалебной статьи в парижском еженедельнике «Пари Матч» фуфайки стали известны на весь мир. В эпоху новой России тоже нашлись энтузиасты, решившие сделать ватники модными. Бывший фээсбэшник Александр Маланин и финансист Яков Теплицкий придумали бренд Olovo. Их гламурные телогрейки продаются по 10–40 тысяч рублей.
Любо-дорого
В каждой нарьян-марской семье была своя телогрейка. Она была просто необходима в бытовом троеборье «вода-дрова-помои». Память о родном мамином ватничке осталась на старой фотографии в домашнем архиве Натальи Чупровой.
– Моя мама Серафима Михайловна Рочева жила в своём доме на Юбилейной, недалеко от АТП, – вспоминает Наталья Сергеевна. – И на фото запечатлён момент, когда она идёт из бани, которую топила. Мама любила ходить в фуфаечке. Когда есть свой дом и хозяйство, то всегда найдутся какие-то хлопоты: за водой сходить, снег во дворе прибрать. Но телогрейку только во дворе носила, на выход надевала вещи нарядные.
Самой Наталье Чупровой тоже пришлось фуфайку поносить. Двадцать лет она прожила в Андеге, работала в школе.
– Тёплая телогреечка всегда при деле была, – говорит женщина. – Когда угля в кочегарку надо занести, за водой на Печору сходить. Мой сын в детстве носил маленькую фуфаечку. В 80-е годы их было уже непросто купить, нам привезли из Республики Коми. В деревне телогрейки были самым ходовым предметом одежды. Ребятишки придут после школы, снимут хорошие вещи, наденут фуфаечку и до вечера по улицам бегают. Любо-дорого! Единственный момент – тонкий воротник, поэтому приходилось платок или шарф повязывать, чтобы шея не мёрзла.
Те памятные фуфайки в семье Чупровых не сохранились. Не попали легендарные телогреечки и в иллюстрации к книжке, которую Наталья Сергеевна написала по маминым рассказам.
– Во время войны маме было 17 лет, она работала в деревне Никитцы бригадиром участка, – поясняет моя собеседница. – Воспоминания о тех трудных годах стали основой для цикла рассказов. Например, история о буханке хлеба, о которой мечтал в военные годы маленький мальчик. Считаю, что очень важно сохранить память о том времени, чтобы современные дети знали историю нашей страны.