На выходных в Нарьян-Маре гостили участники трансконтинентальной экспедиции «На Восток!» 14 апреля они стартовали из Архангельска и добрались до столицы Ненецкого округа через Мезень, преодолев 800 километров. О том, как путешественники собираются добраться до Петропавловска-Камчатского, узнал корреспондент «НВ».
Съезд у морского порта, тут раньше устанавливался дебаркадер. А теперь, несмотря на еще не вскрывшуюся реку, пришвартовались сразу три новых, доселе невиданных в Ненецком округе судна. Свои вездеходные детища, способные преодолеть и снега, и воду, и болота презентовал нарьянмарцам их создатель, главный конструктор и член Русского географического общества Алексей Гаргашьян.
Есть «кулибины» в русских селеньях
– Вездеходостроительством я занимаюсь давно, – рассказывает Алексей Маратович. – Началось все в деревне, куда я уехал жить из Санкт-Петербурга на 12 лет. Место было настолько глухое, что зимой без лыж там от дома не отойти. Вездеход стал насущной необходимостью. Первый собрал на камерах от трактора. Ведь денег было мало, приобрести колеса ТРЭКОЛа было вообще какой-то несбыточной мечтой. Поэтому проводил опыты: вставлял одну колесную камеру в другую, использовал транспортерные ленты. Таким каракатостроительством на Севере занимаются многие умельцы.
Изобретатель строил вездеход, тестировал его, затем продавал. На вырученные деньги строил улучшенную версию. На очередную самоделку нашелся не просто покупатель, а инвестор, предложивший начать совместное дело и пустить разработки Гаргашьяна в серию. Так у Алексея появился один из партнеров по бизнесу.
Серийное производство снегоболотохода на шинах низкого давления, названного Шерп, началось два года назад. При «сухом» весе 1,3 тонны и еще тонне груза сверхпроходимая машина разгоняется до 45 км/ч по суше и 6 км/ч в режиме амфибии. Благодаря своей универсальности аппарат быстро прославился в интернете, видео с ним набрали более 20 миллионов просмотров. Не удивительно, что после этого заказы на отечественную разработку посыпались со всего мира.
– За рубежом больше всего Шерп популярен в Канаде, хотя запросы идут со всего мира, даже из Африки, – радуется конструктор. – Я даже удивляюсь, откуда они прознали про наш вездеход.
Маршрут за полярным кругом
Рассказал Алексей Маратович и о том, какими судьбами оказался в Ненецком округе.
– Несколько лет назад мы задумали экспедицию, – повествует он. – Идея была проехать там, где заканчиваются дороги, проложить первый всесезонный непрерывный маршрут в арктической зоне. Замысел обрастал содержанием: мы изучали карты, намечали маршруты, договаривались с людьми, звонили в населенные пункты, анализировали опыт путешественников.
Постепенно у авантюры появилось и практическое значение – не просто проехать необычным маршрутом и рассказать про вездеход, а устроить длинные ресурсные испытания для нового прототипа. Им стал экспериментальный внедорожник из двух секций с полным приводом, у которого все 10 колес – ведущие. По колесной формуле это получается впечатляющее 10х10.
– Во второй секции, бытовке, находится печка, газовая плита, душ, стол, есть даже спутниковая тарелка и интернет, – показывает на свою машину Алексей. – Путешествие – это наш стиль жизни, и такой внедорожный дом на колесах приходится весьма кстати.
Впечатление от округа Гаргашьян описал коротко:
– Никогда в жизни не видел столько снега, тем более в такое время года. В Петербурге уже все в футболках ходят, а тут в дороге мы застали и минус 20, и метель.
Путешественники планируют завершить экспедицию осенью в Петропавловске-Камчатском. На момент верстки материала экспедиция «На Восток!» преодолела половину пути от Нарьян-Мара до Воркуты и примерно одну десятую от всего маршрута длиной в 10 тысяч километров.