С Ронни Брунволлем мы познакомились на Первом международном форуме «Доступная Арктика», который проходил в Нарьян-Маре. Норвежец представлял свою организацию – Visit Svalbard, которая занимается продвижением туризма на Шпицбергене.
В России сочетание арктический туризм все еще порой вызывает удивление, считается экстравагантным, а вот норвежцы, благодаря его развитию, научились хорошо зарабатывать.
В Ненецком округе туристическая индустрия уже добилась первых небольших успехов, и есть мнение, что на этом этапе нам есть чему поучиться у потомков викингов.
Шпицберген – архипелаг, расположенный на десять-двенадцать широтных градусов ближе к Северному полюсу, чем Ненецкий округ. На этой арктической территории площадью с Данию проживает всего около 2600 человек, подавляющее большинство – в норвежском городке Лонгйир и около 450 человек – в российском поселке Баренцбург.
Архипелаг осваивали еще поморы, называвшие его Грумантом, поэтому Россия имеет здесь давние интересы и присутствие. До начала 1990-х и норвежцы, и русские активно добывали на Шпицбергене уголь, но потом это стало невыгодно, и теперь все добытое здесь топливо используется на месте. Норвежцы довольно быстро поняли, что у промышленности здесь нет будущего, и переключились на туризм, образование и научные исследования.
Не углем единым
– Когда-то всем городком Лонгйир владела шахта, но в 1990 году правительство королевства решило, что Шпицберген не может жить лишь добычей угля, – рассказывает Ронни Брунволл. – Тогда и начали развивать с чистого листа туристическую отрасль.
Главное, на чем мы строим туризм, это природа и культурное наследие.
Мой собеседник говорит, что если происходит какой-то конфликт интересов между природой, культурным наследием и человеческой деятельностью, то приоритет всегда отдается природе и культуре. И поясняет, что законы создают серьезные ограничения, но именно они обеспечивают чистоту природы и сохранность культуры, а люди приезжают на Шпицберген именно за этим.
Главными туристическими центрами архипелага являются Лонгйир и Баренцбург.
– Лонгйир мы называем мегаполисом Арктики, в шутку, конечно, – смеется Ронни. – Но в этом городке много энергетики, много творческих людей.
Деятельность норвежского правительства с годами принесла результат. Сейчас в Лонгйире работает 25 туроператоров, есть крохотные фирмочки, состоящие из одного гида, есть и серьезные компании вроде «Шпицберген трэвел». Открыто 7 отелей в среднем на 800 мест и 10-12 ресторанов.
– Развлечения и разные виды активности предлагаются у нас круглый год, – продолжает Ронни Брунволл. – Люди приезжают сюда, чтобы открыть прелесть природы Арктики, так что мы предлагаем им хайкинг, поездки на собачьих упряжках и снегоходах, катание на лошадях и велосипедах. Высокий зимний сезон продолжается с середины февраля до середины мая, а летом – водные путешествия. Особый интерес гостей вызывает жизнь дикой природы и, конечно, белый медведь, король Арктики».
Организацию Visit Svalbard, которую возглавляет Брунволл, создали 68 компаний, которые так или иначе занимаются туризмом на архипелаге. Среди них туроператоры, отели, компании, организующие досуг и так далее. Выделяя определенные деньги, Правительство Норвегии возложило на них задачу охраны природы и сбережения культурного наследия, а также обеспечения безопасности туристов. Здесь речь идет и о белых медведях.
Туристов хватит на всех
Членами организации являются и российские компании – «Арктикуголь» и Arctic Travel Company Grumant. Дело в том, что компания «Арктикуголь» пришла к тому же, к чему норвежцы пришли 20 лет назад. Увидев, что за добычей угля нет будущего, компания решила сосредоточиться на развитии туризма и превратить Баренцбург в современный российский поселок на Шпицбергене. Законсервированный поселок Пирамида, оставленный в 1998 году, сегодня очень популярен у туристов как остаток ушедшей советской эпохи.
– Там можно увидеть, например, памятник Владимиру Ильичу Ленину на фоне ледника, – улыбается Ронни. – Туризм в Баренцбурге и Лонгйире сочетается очень хорошо. Некоторые у нас боялись, что деятельность русских вызовет отток туристов в Баренцбург, но эти опасения не оправдались. Мы не конкуренты, мы должны искать пути сотрудничества. Мы также не конкурируем с Нарьян-Маром, мы должны работать вместе над позитивным образом Арктики, ведь туристов хватит на всех.
Сейчас на Шпицберген приезжают, оставаясь на ночь, 60 тысяч туристов в год – это 164 посетителя ежедневно. В сравнении с Нарьян-Маром цифра впечатляющая, но Ронни Брунволл считает, что это не так уж много.
– Потенциально мы можем принять в разы больше, 700–800 туристов в день, и это без опасений за природу, – говорит он. – Хотя мы не хотим быть направлением массового туризма, не хотим создавать здесь арктический Диснейленд. Мы должны сохранить свою уникальность.
Важнейшими задачами Visit Svalbard считает работу со СМИ и образование работников туристической отрасли. Организация проводит много разных курсов для ее членов, тренинги гидов, в том числе и в вопросах безопасности туристов.
Туризм круглый год
Сейчас туристы посещают архипелаг в основном с февраля по сентябрь, но Visit Svalbard считает главной задачей – обеспечение потока туристов круглый год. Еще одна задача – сделать так, чтобы туристы подольше оставались в Лонгйире.
– Если мы хотим увеличить поток туристов, нам нужно предложить им более легкие и доступные продукты, что будет лучше и с точки зрения экологии. Мы признаем, что раньше посылали гостей на слишком продолжительные и сложные экскурсии. Мы уверены, что туристы многое могут найти и здесь, – говорит Брунволл.
В русском Баренцбурге, по словам Брунволла, стратегия та же. Стоит отметить, что и Нарьян-Мар мог бы только выиграть, если бы предлагал туристам больше интересных туров в городе или его окрестностях.
– Очень важно сотрудничество местных компаний, – говорит Ронни. – Казалось бы,это очевидно, но на практике добиться этого не всегда легко. Ведь каждая компания в первую очередь заботится о своей прибыли. Мы хотели бы стать арктическим направлением номер один в Норвегии – и в ближайшие десять лет вдвое увеличить число рабочих мест в местной туристической индустрии.
Основную часть работы Ронни Брумволла составляет координация с местными органами власти и центральным правительством в Осло. Ведь если вы собираетесь инвестировать в новые отели или рестораны, вам важно знать, в каком направлении будет развиваться законодательная база, что будет через 5, 10, 20 лет, что не будет принято внезапное решение, например, закрыть для туристов тот или иной район. Не всегда власть понимает нужды отрасли.
– Мы договорились с компанией «Финэйр» о регулярных полетах на Шпицберген из Финляндии, но норвежское правительство выступило против, – сетует Брунволл. – Они сослались на закон 1978 года, а мы в итоге потеряли пять тысяч туристов. Это очень много денег.
Многие туристы, 35 тысяч в год, посещают Шпицберген на круизных кораблях.
– Они приносят много денег, которые вкладываются прежде всего в Лонгйир, – поясняет гость. – Важно, чтобы как можно больше туристов с круизных кораблей пользовались нашими услугами, например, катались на собачьих упряжках. Сейчас мы используем потенциал круизного туризма процентов на 20, а если будем теснее работать с круизными компаниями, то сможем использовать его на все 90 процентов.
Одной из проблем в последние годы становится изменение климата. Средняя температура на Шпицбергене в этом году на 10–12 градусов выше обычного, говорит Ронни, море не замерзало, часто идут дожди. Какие последствия это будет иметь для туризма, еще не ясно.
Развитие туризма в Арктике стоит перед лицом многих вызовов. Резкое падение цен на углеводороды – тревожный звонок, который должен заставить нас изменить мышление, ведь будущее Арктики все меньше связано с добычей сырья и все больше определяется туризмом, образованием, наукой.