Тот, кто прилетит на Вайгач в эти дни, вряд ли поверит, что и здесь послезавтра наступит календарное лето.
Остров и сегодня – сплошной снежный сугроб, камень не просвечивает даже через небольшие проталины. Четыре дня здесь мело, а недавний буран засыпал некоторые дома жителей Варнека по самую крышу. Благо, народ дружный: вместе своих соседей из снежного плена вызволяют. А иначе – никак.
И медведи обошли
Море тоже не спешит освобождаться ото льда: с западной стороны острова появились промоины, и открылся пролив между островом и материком. В прошлые годы, по словам старожилов, такая картина наблюдалась уже в начале мая. А сейчас даже морские обитатели: моржи и нерпы – редко выползают на льды, стараются уйти от береговой линии, поближе к открытому морю.
В этом году, по словам старосты Вайгача Владимира Бобрикова, даже белые медведи миновали остров, видимо ушли со своим потомством по крепкому льду по маршруту, известному только им одним.
Местное население сетует: 26 мая открылась охота, а птицы нет. Да и куда ей, бедной, приземляться, если кругом одни сугробы. Говорят, около недели назад кто-то видел гусиный клин, летящий вглубь острова, но только этим «видением» все и ограничилось. Скорее всего, это были птичьи разведчики: предупредили своих – и вот сейчас тундра опять опустела.
Конечно, народ, живущий «от земли», точнее от тундры, переживает. Правда, крепкий снежный наст позволяет накануне лета продолжать ездить вглубь острова на рыбные озера, там через лунки добывают гольца – очень вкусное местное лакомство.
Всегда с продуктами
21 мая в поселок вернулись школьники из Каратайки и те ребята, кто учится в городе или других населенных пунктах НАО. Жить стало веселее. Детское многоголосье сейчас разгоняет вайгачскую тишину. С возвращением детворы численность населения сразу выросла почти до 70 человек, вместо недавних сорока. Родители и дети радуются встрече: одни возвращению домой, другие – стараются накормить ребят чем-нибудь вкусненьким. Удивительное дело, на этом отдаленном от всего и всех острове – продукты есть всегда. Благодаря хорошо организованной работе Каратайского потребобщества, каждые две недели, практически бесперебойно, в поселок завозят свежую продукцию. Причем, по словам старосты Варнека Владимира Бобрикова, это «не сухари и сушки», а фрукты и овощи, молочная продукция и так далее. Конечно, иногда подводит погода, но и в этом случае необходимое привозят из Каратайки на снегоходах.
Дома – история
Я поинтересовалась у Владимира Валентиновича, как решается проблема с сохранением домов, которыми заинтересовалось Санкт-Петербургское общество «Мемориал». Напомним нашим читателям эту давнюю историю: летом 2016-го экспедиция из культурной столицы России обнаружила на острове два барака постройки 30-х годов. По надписям, оставленными на бревнах, исследователи определили, что эти дома когда-то являлись бараками для «врагов народа», а значит, имеют определенную историческую ценность.
Питерцы были готовы разобрать их по бревнышку и увезти в качестве экспонатов ГУЛАГа, но очень удивились, узнав, что в этих домах все еще живут люди. Пятнадцать островитян проживают в этих домах, обшитых досками для утепления. Этот отдаленный от центра Варнека район называют хутором. Кстати, староста поселка тоже осел «на хуторе» в таком же историческом доме и помнит эти вырезанные на бревнах знаки. Правда, сейчас они прикрыты вагонкой, поэтому о ГУЛАГовском прошлом здесь как бы подзабыли.
Конечно, все понимают, что жить в тюремных бараках, хоть и перестроенных – удовольствие небольшое, но иного выхода нет: какая ни на есть, а все же крыша. Поэтому расставаться с нею «хуторяне» не спешат, тем более, что разговоров о строительстве здесь новых домов речь давно не идет. А обещания, что «исторические здания» будут куплены Питерским музеем, пока так словами и остаются.
Конечно, память бесценна, но музей общества «Мемориал» готов был приобрести эти дома по цене бревен. Это сравнимо с тем, чтобы выкупить старинную икону по цене деревянной доски, на которой она была написана. Ясно одно: жилье для 15 человек на эти деньги вряд ли можно будет построить. Поэтому интригующая нас тема на этом оказалась закрыта.
Валентин Бобриков сказал, что жители Вайгача, конечно, были бы не против переехать в более комфортные здания, но, мечтать уже давно перестали. Таковы пока жизненные реалии острова.