Вы здесь

Родина в нашем сердце

В июне 2019-го одна из старейших деревень Лабожское отмечает 445-летие

В нашем регионе осталось немного сёл с таким богатым историческим прошлым. В этом номере мы публикуем письмо жителя деревни Сергея Фролова.
– Деревня Лабожское – моя родина, здесь родились деды и прадеды. Этот удивительный населённый пункт заслуживает того, чтобы о нём говорили, особенно в канун юбилея. Хочется, чтобы это событие не прошло незаметно для жителей региона. Ведь Лабожское старше нашего округа, города Нарьян-Мара, да и почти на 100 лет старше северной столицы России – Санкт-Петербурга.
Наша деревня находится на левом берегу правого рукава Печоры, на острове в 12 километрах севернее села Великовисочного. Лабожчане по праву гордятся тем, что их деревня – одно из старейших поселений на Нижней Печоре. Наши предки выбрали замечательное место на берегу прекрасной величавой и многоводной реки, второй по величине в Европейской части России, с её широкими плёсами, золотыми песчаными берегами.
Пустозерск – прародитель многих окружных деревень, созданных его жителями для промысловых угодий. Чтобы каждый раз не возвращаться в городок, люди ставили себе избы, лабазы. Название Лабожское по основной версии произошло от слова лабаз – Лабазское. Возникло Лабожское в XVI веке как промысловая жира. Жира –
поселение, куда жители выезжали для рыбных и иных промыслов.

Сёмгу в казну

В переписных документах 1574 года Лабожское упоминается как одно из угодий Пустозерска – жира на Михалёве острове. Жира Лабаская, ставшая впоследствии деревней Лабожское, имела пять сараев для хранения рыбных и охотничьих промыслов. Налогообложение жителей проводилось в соответствии с существовавшими правилами: они отдавали в казну с улова каждую десятую сёмгу, каждый десятый моржовый клык, а также несли в пользу государя и царской казны поборы «с дворов и животов, и с промыслов, и с рек, и с озёр, и с тонь морских и речных за рыбную ловлю со птичьих, и со звериных ловизм, и со всех угодий».
В жире Лабаская (так она именуется в Переписной книге Пустозерского уезда 1679 года) было два двора и пять пустых дворовых мест – пустозерских посадских людей и один двор стрельца Тимошки Денисова (четыре жителя). Один двор был жилой, в нём проживали Кирюшка Игнатьев Плахин, а у него во дворе – Васька Иванов Пономарёв и два его сына: Васька трёх лет и Ларька двух лет. Пустые дворовые места: умершего Якушки Лукина Степщикова, судьба его неизвестна; Оськи Фёдорова Ярцева, который сошёл в Пермь с женой и детьми в 152-м (1644) году; Гришки Фёдорова Ярцева, который сошёл на Мезень с женой и детьми в 152-м (1644) году. Ондрюшки Корнилова Фролова, который сошёл с женой и детьми к Устюгу Великому в 152-м (1644) году. Ивашки Фёдорова Ярцева, который сошёл безызвестно в 152-м (1644) году.

Грамотная дюжина

Грамотных в деревне было 12 человек, из них двое мужского и десять женского пола.
Богатые луга вблизи реки позволяли держать значительное количество скота. Жители деревни имели 78 коров, 41 лошадь, 30 овец. И вплоть до начала ХХ века число хозяйских дворов продолжало расти, рос и доход, приносимый лабожчанами в казну государства российского.
В 1914 году в деревне было 38 дворов, в них проживало 193 человека, из них 98 мужчин и 95 женщин; в 1920 году – 48 дворов, 236 человек, из них 105 мужчин и 131 женщина.
Революция обошла стороной заполярную деревню. Гражданская война почти не сказалась на жизни жителей Пустозерского уезда. Единственное боевое столкновение между красными и белыми произошло в 1918 году в соседнем селе Великовисочном. Даже власть сменялась без эксцессов. В период всеобщей коллективизации, когда по всей стране создавались колхозы, на общем собрании жителей деревни Лабожское 24 февраля 1930 года был организован колхоз «Лабожский». Численность первых колхозников составляла 70 человек. Председателем был избран Иван Андреевич Марков. В архиве колхоза «Родина» хранится копия протокола первого собрания. В числе членов колхоза – мои дедушка и бабушка по линии отца – Фролов Илья Фёдорович и Фролова Мария Михайловна и дедушка по линии матери – Фролов Алексей Ва­сильевич. Мой отец, Фролов Василий Ильич, всю жизнь работал в колхозе, ветеран колхозного рыболовства. Моя мать, Александра Алексеевна Фролова, тоже там трудилась. За свой труд награждена многими правительственными наградами. Они очень любили какой-то необыкновенной любовью свою деревню, свой суровый край с его просторами.

Наша «Родина»

В 1938 году колхоз «Лабожский» был переименован в рыболовецкий колхоз «Родина». В послевоенное время успешно развивался, а в 1987 году был награждён переходящим Красным Знаменем. Впоследствии колхоз «Родина» объединился с колхозами «Красная Печора» (деревня Ворожна), «Новый Путь» (деревня Пылемец), «20 лет Октября» (деревня Носовая) под общим названием рыболовецкий колхоз «Родина». Центральной базой хозяйства вновь стало Лабожское.
Современная деревня живёт своей жизнью. В трудную минуту люди спешат на помощь друг другу. Здесь нет чужих, все свои!
Работники Дома культуры и жители деревни организуют концерты, есть коллектив «Родные напевы». На знаменательные даты устраивают чаепитие с развлекательными программами. Хочется, чтобы руководство округа и Заполярного района больше уделяло внимания жителям таких деревень, составляющих историю нашего заполярного региона, особенно в год юбилея НАО. Важно глубже вникать в проблемы живущих здесь людей: они ждут и верят, что их деревня будет процветать и дальше долгие-долгие годы.

С уважением, Сергей Васильевич Фролов,
житель деревни Лабожское

 

Справка «НВ»
В 1785 году в Лабожском было девять хозяйств, восемь из них имели 40 коров, семь хозяйств – 16 лошадей, два хозяйства – 200 оленей. В том же году здесь было семь домов, все с избой и клетью.