В соответствии с законом департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта НАО «является исполнительным органом государственной власти Ненецкого автономного округа, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в следующих сферах: строительство, архитектура, градостроительство и территориальное планирование; жилищно-коммунальное хозяйство и жилищная политика; электроэнергетика, энергосбережение и повышение энергетической эффективности; использование автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности; организация транспортного обслуживания населения; организация технического осмотра транспортных средств на территории Ненецкого автономного округа». О том, как выполняются данные функции, мы беседуем с заместителем губернатора НАО – руководителем департамента Алексеем Кайдаловым.
– Алексей Анатольевич, как ваш департамент справляется с поставленными задачами?
– Как уже видно из названия, наш департамент занимается широким кругом вопросов. Все эти направления капиталоемкие, требуют серьезных затрат из государственного бюджета. А если говорить о жилищно-коммунальном хозяйстве, то оно еще с советских времен находится в плачевном состоянии и требуются огромные вложения, чтобы привести его в порядок.
Что касается строительства, то можно сказать, что в прошедшем году нам удалось выполнить норматив по вводу жилья, который поставил перед нами Минстрой, мы ввели в строй почти 45 тысяч квадратных метров. При этом, как известно, округ столкнулся, как и другие регионы, с большими экономическими трудностями, особенно тяжелая ситуация сложилась в конце года. Тем не менее, с задачей мы справились.
В этом году Минстрой установил нам норматив несколько меньше – к концу 2016 года необходимо построить 35 тысяч квадратных метров жилья. Приложим все усилия, чтобы решить и эту задачу, хотя в этом году сделать это будет еще труднее в связи с большим дефицитом бюджета. Более того, сейчас стоит вопрос о сокращении запланированных бюджетных расходов, в том числе и на строительство.
Что касается развития транспорта, то в прошедшем году нам удалось многое сделать.
В 2017 году Нарьян-Марский авиаотряд приобрел два модернизированных самолета Ан-2, предполагается поставить их на линию Нарьян-Мар – Усинск и ряд других маршрутов, которые они смогут наиболее эффективно обслуживать. Профинансировано приобретение нового вертолета Ми-8, с которого начнется обновление вертолетного парка предприятия – срок службы нескольких машин подходит к концу.
Хорошо работают наши энергетики. Они повышают надежность работы электростанции и сетей, продолжают выполнять инвестиционные программы.
– Как менялись задачи департамента в связи с перераспределением полномочий с муниципальными образованиями?
– Безусловно, перераспределение полномочий в соответствии с финансовыми возможностями было необходимо сделать. При этом возникли определенные сложности, связанные, например, с передачей строительных объектов муниципальных образований, многие из которых были не завершены по разным причинам. Нам пришлось расторгать контракты, определять необходимый для завершения объем работ, заключать новые контракты. Что касается дорожной деятельности, оказалось, что часть дорог не имеет необходимой документации. Ее пришлось делать заново. Эта работа продолжается и сейчас.
Выполнять полномочия в области ЖКХ в Нарьян-Маре мы до сих пор не можем, поскольку, как уже не раз говорилось, городские власти не собираются передавать в округ имущество предприятия котельных и тепловых сетей. По этой причине не решаются многие программы коммунального хозяйства, поскольку предприятие находится в тяжелом положении, а город не имеет необходимых финансовых возможностей. Страдают от этого жители Нарьян-Мара.
В Заполярном районе жилищно-коммунальным хозяйством успешно продолжает заниматься муниципальное предприятие «Севержилкомсервис». На нем же остались функции обеспечения опережающего завоза топ-лива в населенные пункты. Предприятие справляется с поставленными перед ним задачами, несмотря на сложное экономическое положение, последовательно продолжает модернизацию своих объектов.
– Что будет построено в нынешнем году?
– Если говорить о строительст-ве жилья, то необходимость его возведения вызвана тем, что большое количество домов признано аварийными и ветхими. Еще часть приближается к такому состоянию. В 2016 году мы планируем завершение строительства шестисекционного жилого дома по улице Авиаторов, где будет 120 квартир. Это самый крупный объект.
Планируем достроить дом маневренного фонда на 24 квартиры на улице Макара Баева. Предполагаем ввести в строй здание на улице Тыко Вылки. Квартиры в нем будут продаваться гражданам.
Затормозилось строительство молодежного центра, поскольку подрядчик не выполнил своих обязательств. Контракт с ним расторгнут. Предстоит проведение конкурса на завершение строительства. К сожалению, в этом году пройти все необходимые процедуры не получится. Надеемся закончить объект в следующем году.
Заканчивается третий завершающий этап строительства спасательного центра.
Есть проблемы с окончанием строительства школы в поселке Красное. Напомню, что в прошлом году Госстройнадзор остановил стройку из-за обнаруженных отступлений от проекта. Сейчас данные замечания устранены, завершаются отделочные работы и благоустройство территории. Но обнаружилась еще одна проблема: по проекту в здании необходимо установить лифт, а у подрядчика с его доставкой возникли проблемы. Компания в очередной раз обещает нам привезти и установить оборудование. После этого можно будет говорить о том, что школа в Красном примет учеников уже в этом году.
Раньше установленного в контракте срока намерены сдать здание школы в Тельвиске. В этом случае оно будет достроено уже в 2016 году. Но здесь проблема заключается в том, что в бюджете не предусмотрено соответствующее финансирование. Мы ведем переговоры с руководством Заполярного района, чтобы часть финансирования взяло на себя муниципальное образование. Надеюсь, что договориться получится.
По нашим сведениям, в 2016 году должны войти в строй новые школы в поселках Индига и Нижняя Пеша.
В Нарьян-Маре начинается стрительство детского сада в микрорайоне улицы Авиаторов. Строиться он будет за счет не только окружного, но и федерального бюджета, из которого в этом году уже выделено 73 миллиона рублей. Общая стоимость строительства – 320 миллионов рублей, что гораздо меньше подобных объектов, которые в округе реализовывали раньше. По контракту завершение строительства намечено на август 2017 года.
В текущем году планируем заключить госконтракт на строительство школы в этом микрорайоне. Начальная цена – два миллиарда рублей,поскольку планируется построить большой образовательный комплекс. Проект в свое время был разработан администрацией Нарьян-Мара, его мы и используем. В финансировании строительства также будет участвовать федеральный бюджет, в этом году из него поступит 115 миллионов рублей.
Если говорить о перспективах, для решения строительных задач необходимо провести реконструкцию цеха железобетонных изделий, принадлежавшего Нарьян-Марстрою. Предполагаем, что он станет в 2017 году головным предприятием для реализации основных строительных проектов на территории Ненецкого округа. Надеемся, что его мощности позволят строителям вводить ежегодно по 45 тысяч квадратных метров жилья, которые необходимы жителям нашего региона.
– Продолжим тему: какова судьба Нарьян-Марстроя?
– За много лет ведущее строительное предприятие округа было загнано в настоящую финансовую яму, и вытащить его оттуда оказалось невозможным. На сегодняшний день там введена процедура внешнего наблюдения, что фактически означает предбанкротную ситуацию. Там остается около ста работников, которые скорее числятся, поскольку никаких действующих контрактов у предприятия нет. Руководство занимается реализацией движимого и недвижимого имущества, чтобы погасить часть долгов по налогам и другим платежам, а главное, обеспечить уволенных и увольняемых работников зарплатой и выходным пособием. Далее последует рассмотрение исков к Нарьян-Марстрою в суде и введение внешнего управления. Это произойдет примерно в сентябре.
Заполнить образовавшуюся нишу должно предприятие на основе цеха ЖБИ, о котором я говорил, а также компания «Нарьян-Марстройинвест», в которую войдут основные специалисты Нарьян-Марстроя. Они созданы под эгидой Ненецкой Нефтяной компании и продолжат доставшиеся им «в наследство» стройки. Цель была следующей: сохранить самую профессиональную и работоспособную часть коллектива ОАО «Нарьян-Марстрой».
– Будет ли продолжено дорожное строительство?
– В части реконструкции и строительства дорог у округа большие планы. Предстоит большой объем работ по реконструкции полотна на улице Октябрьской. В 2016 году планируется сделать ее от улицы Пустозерской до улицы Пионерской, а второй этап – от улицы Пионерской до улицы Авиаторов – предстоит провести в 2017 году.
Также в этом году будет начата реконструкция участка магистральной дороги в поселке Искателей: улиц Монтажников, Угольной и Юбилейной до улицы Губкина. Работы должны быть закончены к 2018 году. Для реализации этих мероприятий будут привлекаться средства из федерального бюджета в размере 106 миллионов рублей.
Безусловно, планируется завершить все работы, незаконченные в прошедшем году – улично-дорожную систему в микрорайоне улицы Авиаторов, улично-дорожную сеть в поселке Факел, улицы Полярной.
Будет продолжено строительство четвертого участка автодороги Нарьян-Мар – Усинск. Основная часть работ запланирована на этот и следующий год. Основную часть средств на этот проект выделил федеральный центр.
– Будет ли достраиваться дорога на Тельвиску?
– В 2016 году планируется завершить первый этап этой дороги длиной 340 метров от дороги на полигон ТБО до съезда к тепличному комбинату «Солнышко». Корректировка проектной документации по второму этапу строительства была приостановлена, поскольку до сих пор не удается согласовать перенос водовода с муниципальным предприятием ПОК и ТС. По большому счету все упирается в отсутствие средств. Корректировка проектной документации по третьему и четвертому этапу находится в стадии завершения и проходит гос-экспертизу.
– В каком состоянии проект объездной дороги?
– Главная проблема – это необходимость строительства мостового перехода. Первоначальный вариант проекта уже не соответствует современным нормативам и требованиям. Новые подсчеты показали, что в ближайшее время окружной бюджет будет не в состоянии потянуть этот очень важный для Нарьян-Мара объект.
Мы пытаемся привлечь к реализации данного проекта федеральные деньги. Процесс этот тоже требует достаточно много усилий и времени. Первые шаги мы уже предприняли.
– Как продвигается реконструкция дороги на Красное?
– Понятно, что мост через реку Куя, который нам приходится каждый год дважды снимать и устанавливать, нуждается в замене в первую очередь. Это самый важный вопрос для строительства современной трассы. Есть предварительные проработки, но уже сейчас ясно, что потребуются серьезные финансовые затраты. В ближайшее время мы их также себе не можем позволить.
Что касается содержания существующей дороги, то в прошедшем году нам удалось приподнять отметки тех участков, которые подвергались затоплению или снежным заносам. С помощью минимальных затрат удалось в какой-то мере решить эту проблему. В этом году такие работы будут продолжены.
А далее нужна полномасштабная реконструкция. Мы ею займемся, как только выправится экономическое положение. Сейчас готовится проектная документация, проводятся изыскательские работы.
– Спасибо, Алексей Анатольевич, успехов вам в работе!