Представлять нашим читателям Веру Семёновну Буркову нет необходимости. Многие знают, что благодаря титаническим усилиям известного поисковика, были найдены места воинских захоронений почти тысячи солдат Великой Отечественной, наших земляков, а их славные имена увековечены на мемориалах.
Вера Семёновна каждое лето выезжает на места боев, сотрудничает с военкоматами, военными архивами, музеями. Вот что она рассказала об итогах своих поездок прошлым летом.
Память об отце и деде жива
– Я езжу в Санкт-Петербург по личным делам и заодно использую эту возможность для поиска наших земляков, – начала свой рассказ Вера Буркова. – В этот раз, в мае 2017 года, моя родственница Тамара нашла время, чтобы свозить меня по населенным пунктам Ленинградской области, посетить новые, где я еще не была, найти места гибели наших земляков.
Мы начали с поездки в Кировский район Ленобласти, поскольку я делала очередной запрос в Кировский военкомат. В городе Кировске, на улице Советской есть воинское захоронение, где увековечена память пятерых наших земляков – я рассказывала об этом в прошлых публикациях.
Хочу напомнить, что на станции Назия Кировского района существует захоронение, где покоятся Егор Игнатьевич Валей, Иван Михайлович Ледков, Иван Сергеевич Овсянкин и Алексей Иванович Чупров.
В минувшем году дочь Ивана Михайловича Ледкова – Нина Ивановна Баркулева со своей внучкой посетила это захоронение. Поездка оставила у них неизгладимое впечатление.
Дочь воина рассказала, что Иван Михайлович родился в 1912 году на острове Колгуев в семье оленевода. В 1927 году семья переехала в колхоз «Наръяна ты», на базу Ледково.
Иван учился в школе-интернате, был секретарем комсомольской организации. После ее окончания направлен в Ленинград, в партийную школу.
Мама Нины Ивановны – Федосья Николаевна закончила в Ленинграде институт народов Севера, там они и познакомились. После окончания института избранница Ивана Михайловича, получив специальность учителя по ликбезу, была направлена в колхоз «Наръяна ты». Сам он в 38–40-х годах возглавлял колхоз имени Максима Горького (Хонгурей).
В ноябре 1942 года Иван Ледков был призван в армию, попал на Ленинградский фронт. Служил старшим стрелком медико-санитарного батальона № 388 стрелковой дивизии № 239. Умер от ран 16 февраля 1943 года и похоронен на станции Назия Путиловского сельсовета Кировского района Ленинградской области.
Я посетила Кировский военкомат и вручила благодарственные письма окружного Совета ветеранов войны и труда НАО военкому и сотруднице Вере Ивановне, которая нам помогала в течение нескольких лет.
Список наших земляков, погибших в Кировском районе Ленинградской области, огромный. Но, к сожалению, не все муниципальные образования предоставили сведения, какие имена из этого списка увековечены.
На Титовском рубеже
– Со 2 по 25 июня я ездила в Мурманск, где работаю с Михаилом Григорьевичем Орешета, председателем Совета ветеранов Мурманской области. Он курирует всю поисковую работу.
С этим замечательным человеком мы тесно сотрудничаем в течение десяти лет. Впервые я встретилась с ним в 2007 году, когда группа жителей нашего округа приехала в Мурманск и побывала на местах гибели своих родственников. С тех пор каждый июнь мы встречаемся. Я вручила ему благодарственное письмо за оказание помощи в поиске наших земляков.
Я рада, что вместе с земляками – от округа приехало пять поисковиков – приняла участие в традиционном открытии поискового сезона. Митинг в честь этого события состоялся на Титовском рубеже. К сожалению, участников было мало, но для этого были объективные причины. Погода в начале июня была плохая, зимой намело много снега, который еще не растаял. Проехать по дороге к воинскому захоронению 31-й отдельной лыжной бригады, где покоится немало наших земляков, было невозможно. Но мы проехали по другим воинским захоронениям.
Работу вели так: подъехав к захоронению, просматривали списки, я записывала, если были знакомые либо местные фамилии, а затем проверяла по нашей Книге Памяти.
Мы посетили воинские захоронения в поселках Ахмалахти, Линахамари, Никель, городе Заполярном и других, но фамилий земляков нашли немного. Некоторые из наших бойцов после ранения и излечения направлялись на другой фронт, их фамилии порой обнаруживались в нескольких местах.
Меня спрашивают – всегда ли солдат похоронен там, где погиб? Часто бывает так: человек погиб в одном районе, а его имя может быть увековечено в другом. Дело в том, что время идет, все меняется, часть деревень и сел уже не существует. К тому же в местностях, где шли бои, населенных пунктов, по сути, не было. Первые поисковики, находившие захоронения воинов, переносили останки в какое-то одно место, позже они были перезахоронены, чаще в крупных поселениях. По спискам военкоматов эти фамилии были занесены на мемориальные доски. Это в большей степени зависит от сохранности документов.
В прошлом году Андрей Николаев ездил на Синявинские высоты, где шли жестокие бои, там есть огромная братская могила, но фамилий почти нет. Если останки воина находят с медальоном – то через военкомат отыскивают родственников, они приезжают и увозят останки на родину.
Благодаря поисковикам, количество воинских захоронений с увековечиванием имен погибших с каждым годом увеличивается. Надо отдать должное: братских захоронений в последнее время восстановлено много. Цветы, оградки, мемориальные доски – все сделано хорошо.
От редакции. В декабре Вера Семёновна Буркова, этот энергичный, живущий заботами об общественном благе человек, приболела. Мы благодарим Веру Семёновну за сотрудничество с газетой и желаем ей скорейшего выздоровления. А она в свою очередь обращается к властям с большой просьбой – организовать поездку жителей округа, родственников погибших воинов, в Мурманскую область. Как это было в 2007 году.