Стратегически важный груз, который обеспечит северные села теплом и светом, практически ежедневно выгружают на морских и речных причалах деревень и поселков Ненецкого автономного округа. Больше половины запланированного объема угля (75,3%) и дров (83,9%) к началу августа достигли конечных пунктов.
До недавнего времени, еще пару лет назад, кампания по северному завозу топ-лива была одним из ежегодных государственных мероприятий по обеспечению сельских поселений основными жизненно важными товарами. Сегодня обеспечение организаций и населения дровами, углем и дизельным топливом – обязанность органов местного само-управления. Причем, эта задача для глав сельских муниципалитетов, пожалуй, самая главная из всех вопросов местного значения. Потому и сама кампания по северному завозу проходит циклично: еще не во все села завезли необходимые объемы, а в местных администрациях уже приступили к сбору заявок от населения и организаций с их потребностями на следующий год. Так что сегодня сельчане пожинают плоды своих прошлогодних желаний, получая сделанный еще прошлым летом заказ.
Схема поставки топлива в села с годами практически не меняется: деревенские жители, организации и учреждения передают свои заявки в местную администрацию, а та в свою очередь – предприятию, которое и занимается поставкой топлива.
Третий год подряд ответственность за обеспечение сельских населенных пунктов дровами, углем и дизтопливом в НАО несет муниципальное предприятие Заполярного района «Севержилкомсервис». В связи с изменением в законодательстве и уходом ряда государственных полномочий в органы госвласти Архангельской области, сегодня бюджетные деньги в обеспечение северного завоза не вкладываются. Чтобы обеспечить завоз топлива, предприятие берет кредит в банке. Позже, когда кампания завершена, и все расчеты с заказчиками произведены, поставщик рассчитывается с банком.
В Ненецком автономном округе, где добрая половина населения проживает на селе, окружные власти приняли решение, которое исполняют уже не один год: чтобы уголь и дрова для населения не были слишком дорогими, расходы на их приобретение частично компенсируются из окружного бюджета. Такое же правило сегодня распространяется и на бензин, который поставляется для нужд населения в период северного завоза. Так что сегодня литр 92-го обходится сельчанам даже немного дешевле, чем клиентам городских автозаправочных станций.
– Сельские жители постоянно обращали внимание властей на высокую стоимость бензина. Цена в разные годы доходила до 55 рублей за литр, а на городских бензоколонках она составляла 30 рублей, – рассказывает заместитель главы Заполярного района Алексей Михеев. – Сегодня окружные власти компенсируют предприятию «Севержилкомсервис» часть затрат на приобретение бензина и, тем самым, снижается стоимость топлива, что используется для сельских снегоходов, лодок и бензопил.
Оперативные сводки по поставке дров, угля и дизтоплива ежедневно поступают к руководству администрации Заполярного района. Отпустить руку с пульса этой стратегически важной кампании нельзя: малейший сбой в четко отлаженной схеме может привести к серьезным и малоприятным последствиям.
– Самое напряженное время кампании по северному завозу топлива – это ее начало, – делится опытом Алексей Михеев. – Северный завоз стартует в нашем округе в конце мая – начале июня, когда реки вскрываются ото льда. В этот довольно короткий период, от двух до трех недель, когда уровень воды в малых реках высокий, необходимо завезти весь объем топлива в несколько населенных пунктов. Тут на счету не то что каждый день, а каждый час.
Речки Колва, Сула и Адзьва, на берегах которых расположились Хорей-Вер, Коткино и Харута, – это те самые малые реки, которые не потерпят промедления в работе речников. Нынешним летом, впрочем, как и в былые годы, поставщики сделали все в отведенные графиком и природой сроки.
Даты, тонны, кубометры и проценты – из этих показателей состоит сегодня кампания по стратегическому завозу топлива в села для ее организаторов и для окружных властей. Цифры меняются ежедневно. По данным на начало августа, каменный уголь речным и морским транспортом завезен в объеме 75,3% от плана. В морские и речные портопункты доставлено в общей сложности около 84% объема дров. Кроме того, подходит к завершению доставка дизельного топлива и масел в населенные пункты, расположенные на речном побережье, выгружено уже 97,5% от плана. А вот в села, которые находятся на побережье трех морей – Баренцева, Белого и Карского, доставка дизтоплива и масел еще не начиналась. Но и здесь работы ведутся в рамках утвержденного графика: завершить кампанию полностью предприятию «Севержилкомсервис» необходимо к 15 сентября. Это дата финальных поставок дизельного топлива и бензина для нужд жителей и предприятий поселков Бугрино, Каратайка, Варнек и Усть-Кара.
План кампании «Северный завоз-2013»:
Уголь – 30 955 тонн, из них по реке – 14 453, по морю – 16 502.
Дрова – 12 867 м. куб., из них по реке – 7 899, по морю – 4 968.
Дизтопливо – 9 674 тонны, из них по реке – 4 865, по морю – 4 809.
Масла – 129 тонн, из них по реке – 59,3, по морю – 69, 7.