При снижении общей налоговой нагрузки на экономику в 2016 году для топ-50 российских налогоплательщиков она выросла с 12,4 до 12,9 процента. Больше всего налогов в 2016 году – 1,362 трлн рублей – заплатила компания «Роснефть».
РБК провел исследование, сколько платят в казну крупнейшие компании России. Выяснилось, что налоговая нагрузка на лидеров российской экономики за 2016 год серьезно увеличилась. По сравнению с 2015 годом она составила 12,9 процента, увеличившись на 0,5 процентного пункта, а это существенный рост.
Рейтинги налогоплательщиков очень редки даже в развитых странах. Еще несколько лет назад из-за налоговой тайны для проведения исследования просто не хватило бы данных. Однако раскрытие отчетности и повышение налоговой прозрачности российских компаний изменили ситуацию и сделали возможным составление этого рейтинга.
«Роснефть» удерживает первое место среди налогоплательщиков уже четыре года. В 2013 году, когда она приобрела 100 процентов «ТНК-BP» и стала крупнейшей публичной нефтегазовой компанией в мире, «Роснефть» впервые обошла «Газпром» с показателем 1,105 трлн руб. против 950 млрд руб., уплаченных газовым гигантом.
Комментируя результаты исследования, Андрей Полищук, аналитик австрийского банка Raiffeisen по нефтегазовой отрасли, отметил:
– Тот факт, что «Роснефть» не первый год признается крупнейшим налогоплательщиком в стране, обеспечивающим больше всего налоговых поступлений в бюджет, вполне ожидаем. «Роснефть» – крупнейшая нефтяная компания в России. В отличие от сравнимого с нею по размерам «Газпрома», ее выручка формируется за счет нефти, а налоговая нагрузка на нефть выше, чем на газ, хотя, конечно, цифра должна быть в целом сопоставимой.
Повторю: большая часть бюджета формируется за счет нефтегазовых доходов. И думаю, это положение дел сохранится еще на годы, а главными налогоплательщиками так и останутся «Роснефть» и «Газпром». Тем более что «Роснефть» планирует расширить присутствие на рынке, в том числе – на газовом, и рассчитывает на получение экспорта. А где экспорт – там и цена выше, и надо платить экспортную пошлину. Так что налоговые поступления в бюджет от «Роснефти» могут в будущем еще вырасти.
Александр Разуваев, директор аналитического департамента компании «Альпари», кандидат экономических наук, один из ведущих российских аналитиков финансовых рынков, дополнил:
– Я бы отметил, что компания «Роснефть» заплатила в бюджет в 2016 году не только налоги в размере 1,36 триллиона рублей, но еще и дивиденды на половину капитала. То есть реально государство от нее получает больше, чем подсчитал РБК.
Исследование делового издания еще раз подчеркивает, что в основе наполнения бюджета лежит нефтегазовый сектор. В России действует политика ресурсного национализма. Введена она была 1 января 2005 года, когда заработала связка «налог на добычу полезных ископаемых + экспортная пошлина».
С моей точки зрения, здесь есть некоторая несправедливость: «Роснефть» и «Газпром» – компании, сопоставимые по масштабам, но «Газпром» все-таки платит в бюджет меньше: в 2016 году – примерно 1,17 триллиона рублей.
Идеально было бы, конечно, снизить налоговую нагрузку на нефтяной сектор и взимать больше через дивиденды. Вообще теневой сектор в России оценивается в 300 миллиардов долларов. Это не так много, если учесть размеры ВВП в России. Но, так или иначе, если бы с этих 300 миллиардов долларов государство что-то брало, то, наверное, можно было бы с нефтяников взимать поменьше. В этом случае и дивиденды были бы выше, и вообще развитие компании шло лучше. Потому что у нефтяников всегда стоит выбор: либо налоги, либо инвестпрограммы. Ну, «Роснефть» все же, как мы видим, со всем этим справляется – у нее все хорошо.
Думаю, наши граждане должны понимать: миф о том, что «проклятые олигархи украли все деньги» – это именно миф. И наш нефтегазовый комплекс и крупнейшая в России нефтяная компания работают в интересах прежде всего государства».
Для справки:
При составлении рейтинга проводился анализ консолидированной отчетности 100 крупнейших компаний России по объему выручки (по версии РБК 500 за 2016 год). Были отобраны и ранжированы компании, раскрывающие налоговые платежи за отчетный период. Объемы социальных платежей во внебюджетные фонды и НДФЛ не учитывались, так как некоторые компании самостоятельно «очищают» бухгалтерскую отчетность от социальных платежей и НДФЛ, не называя объем последних.
Полученные данные сверялись с компаниями и при необходимости корректировались. В расчет брались только налоги, уплаченные в России. При анализе исключались компании, у которых нет публичной годовой отчетности (консолидированной по МСФО или бухгалтерской по РСБУ), а также те, что не указывают произведенные расходы по налогу на прибыль и прочим налогам.