В дни торжеств, посвященных одному из главных окружных праздников Дню оленя, участницы ненецкой фольклорной группы «Ханибцё» побывали у единоличников семейно-родовой общины «Ямб-то».
Доброе, теплое отношение к гостям почувствовалось сразу: почти все жители небольшого стойбища – мужчины и женщины с маленькими детьми на руках пришли встречать вертолет из Нарьян-Мара.
Одновременно с вертолетом, на борту которого были представители окружного Управления коренных малочисленных народов Севера, Управления агропромышленного комплекса и торговли, центральных СМИ и нашего культурного десанта, в общину прибыл вертолет с медицинским оборудованием и специалистами, которые в течение двух дней проводили обследование тундровиков.
Большой удачей для нас стало то, что организаторам праздничной поездки удалось взять на борт почти весь состав нашего коллектива. Это означало, что мы смогли исполнить один из наиболее ярких наших номеров: пьесу «Ябта саля ерв ню», инсценировку сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка» и сюиту «Тундровые будни».
В Большеземельскую тундру я летела с особым чувством. По словам моей бабушки Александры Егоровны Выучейской, ее предки со стороны мамы жили в районе Амдермы, возможно, на острове Вайгач.
Моя прабабушка Ольга Егоровна, в девичестве Лагейская, местом своего рождения называла Югорский шар. Впоследствии я узнала, что рядом с проливом Югорский шар некогда существовал небольшой поселок с одноименным названием. Оттуда в пятнадцатилетнем возрасте Ольгу Лагейскую сосватали приехавшие из Тиманской тундры оленеводы. Договорились с родителями молодой девушки, посадили в обоз и увезли к себе невесткой. С тех пор новой родиной для моей прабабушки и ее потомков стала Тиманская тундра, а затем, после перевода на оседлость, – поселок Индига. Так ненцы сохраняли древнюю традицию – ведь для здорового, крепкого потомства нужна свежая кровь.
Что примечательно, общинники «Ямб-то» местом празднования Дня оленя выбрали красивое озеро в 15 километрах от Амдермы, давным-давно названное в честь Ивана Лагейского. Не знаю, в связи с чем озеру было дано его имя, но для меня, впервые встретившейся с единоличниками Большеземельской тундры, это обстоятельство стало символичным.
Я не раз бывала в тундре, у оленеводов, но то, с чем я познакомилась у общинников, сложно передать словами. Больше всего порадовало то, что все, от мала до велика, говорят на родном ненецком языке. Красивый, мягкий говор... После ухода из жизни моих мамы и бабушки ненецкую речь я слышу все реже. Единственной отдушиной в Нарьян-Маре остается общение с участницами нашей фольклорной группы. На репетициях мы стараемся говорить только по-ненецки. Поэтому для меня, не активно говорящей, было удивительно, что в чуме, когда мы пили ароматный крепкий чай у хозяйки Варвары, словно сам собою исчез так называемый языковой барьер, который мешал мне общаться, понимать ненецкую речь больше, чем знаю... Убеждаюсь тысячу раз в том, что главное – это среда. Она дает все – не только слушать и понимать, но и активно участвовать в разговоре со знатоками.
Во второй половине дня праздник перешел в активную стадию. И мужчины, и женщины состязались в традиционных видах спорта – беге, метании топора на дальность, метании тынзея на хорей, прыжках через нарты. Одним из самых зрелищных национальных видов спорта стала для меня борьба среди мужчин. Оказывается, она сохранилась лишь в общине «Ямб-то». Практически все мужчины, которые присутствовали в тот день на празднике, показали свою удаль и сноровку. Молодые здоровые парни мерялись силой с азартом, желанием победить.
Фольклорная группа «Ханибцё» представила вниманию благодарных зрителей все, что запланировала. Особое чувство испытали ненецкие артистки, когда после показа номеров слышали одобрительное: «Саць саво!». Ведь все, что мы представляли на импровизированной сцене, было исполнено на родном ненецком языке. Малышам и подросткам особенно понравилась сказка, а зрителям постарше – старинные ненецкие песни-хынобц в исполнении Анастасии Помылевой и Федосьи Кауц.
Поздравить оленеводов приехали и представители администрации, Совета депутатов п. Амдерма и специалисты Дома культуры. Участники ВИА «Амдерма» доставили на двух «Трэколах» музыкальную аппаратуру. После выступления артистов молодежи «Ямб-то» представилась редкая возможность прикоснуться к настоящим музыкальным инструментам. И на минутку ребята-оленеводы предстали в виде экзотической ненецкой рок-группы...
В ту ночь в стойбище никто из взрослых и не думал спать, но ближе к одиннадцати вечера с моря пришел густой туман, принесший ледяной воздух. И гонки на оленьих упряжках решено было перенести.
Как и было запланировано, апогей праздника пришелся на раннее утро. Вместе с опытными оленеводами в гонках сошлись молодые ребята и девушки. С большим удовольствием я бы хотела перечислить всех, кто участвовал в соревнованиях, их родителей, которые были рядом и морально поддерживали своих, но газетная площадь, увы, не позволяет.
Поэтому расскажу лишь о самой яркой и активной, на мой взгляд, семье на празднике День оленя–2014 в общине «Ямб-то». Это – семья Соболевых.
Как и положено в тундре, семья Соболевых – многодетная: у главы семейства Якова Семёновича и его супруги Елены Петровны восемь детей. На Дне оленя старшие дети участвовали во всех состязаниях, по результатам которых улыбчивый сын Семён стал победителем в гонках на оленьих упряжках. А жизнерадостные дочери Алла и Анна взяли первое и второе места в гонках на оленьих упряжках среди женщин.
... Возвращаясь домой, мы летели над величественными черными хребтами Большеземельской тундры, над извилистой, с высокими берегами рекой Великой, и кромкой бескрайнего Карского моря. С чувством глубокого внутреннего покоя я прощалась с хрупким, параллельным для нас, горожан, миром. Так хочется еще вернуться туда, где сохранились самые высокие, в лучшем смысле, взаимоотношения: Человек-Человек и Человек-Природа. Благодарна случаю, давшему мне возможность познакомиться и прожить два дня с мужественными и свободными людьми тундры и еще раз испытать гордость за то, что являюсь частичкой великого ненецкого народа.