Вы здесь

«Электричка» уходит в Макарово

/ Фото Александры Берг

В сёла НАО с помощью дронов доставили бюллетени для голосования / 2-3 стр.

Это первый в стране опыт перевозки с помощью БПЛА таких важных грузов. Транспортировку осуществила компания «Эмпаэро» (Холдинг Т1). Журналисты Издательского дома НАО стали тому свидетелями.

На окраине Нарьян-Мара у берега Городецкой курьи обустроена площадка. Это дронопорт, откуда в поселения региона смогут доставлять грузы при помощи беспилотников. На открытие объекта пригласили молодёжь – активистов Движения Первых и юнармейцев. Дети удивляются – таких огромных дронов они ещё не видели. Как такая штука может улететь с грузом в соседнее село?

Это уже вторые испытания БПЛА в НАО. В прошлом году при помощи беспилотника в Андег доставили медикаменты. В этом году у тестового полёта также есть важная задача. Два дрона готовятся доставить бюллетени для голосования на предстоящих выборах в Тельвиску и Макарово. За процессом наблюдает глава Избиркома НАО Иван Макаров. Он поясняет журналистам, что количество бюллетеней соответствует числу избирателей. В первый дрон загружают 500 листов для Тельвиски, во второй – 100 для Макарово.

– Треть избирателей в НАО проживают на труднодоступных отдалённых территориях. При этом дорожная сеть в регионе слабо развита – тундра, вечная мерзлота. А выборы проводить нужно. Но расходы на транспорт очень высокие. Практически 50% стоимости выборов – это доставка и обратный вывоз избирательной документации. Мы заинтересованы в том, чтобы находить способы сократить расходы. Но всё равно переживаем, потому что бюллетени – особый вид груза, за который мы отвечаем, – поясняет Иван Макаров.

У беспилотного летательного аппарата, как ни странно, есть пилот. Он готовит суда к отправлению, проводит предполётную подготовку и следит за процессом до возвращения дрона. Старт первому в стране запуску БПЛА с избирательной документацией на борту даёт губернатор НАО Юрий Бездудный.

– У нас одна «электричка» уходит в Макарово, вторая – в Тельвиску, – докладывает главе региона представитель компании «Эмпаэро».

Полёт дронов над землёй и водой занял около 20 минут, расстояние – до 10 км. В будущем инновационный способ транспортировки бюллетеней планируется масштабировать и в другие труднодоступные населённые пункты России.

– В НАО создан экспериментальный правовой режим для БПЛА, и наши партнёры получили сертификат эксплуатанта. У нас беспилотная авиация перевозит мирные грузы. И мы активно будем её использовать, понимая, что нагрузка на авиаотряд очень большая. Запускать вертолёт для того, чтобы доставить посылку массой 5 кг – экономически нецелесообразно. Главное – начать. Сейчас возим 5 кг, дойдём и до 500 кг, – сказал губернатор НАО Юрий Бездудный.

Компания «Эмпаэро» (Холдинг Т1) является оператором опытного района экспериментального правового режима в НАО и координатором взаимодействия участников по эксплуатации наземной инфраструктуры. В июне 2024 года компания получила сертификат эксплуатанта, выданный ФАВТ «Росавиация» на выполнение авиационных работ с использованием беспилотных воздушных судов (БВС).

– С января 2024 года в России реализуется национальный проект «Беспилотные авиационные системы», что выводит создание и использование гражданских беспилотников в отдельную отрасль экономики. Растёт количество современных сервисов, которые могут быть оказаны с применением беспилотных воздушных судов. Расширяется и сфера применения БВС в логистике. Так, с помощью дронов мы можем оперативно доставлять в труднодоступные населённые пункты продукты питания, медикаменты, а теперь и избирательные бюллетени. Беспилотные воздушные суда могут справляться с логистическими задачами эффективнее, чем наземный транспорт или вертолёты. Благодаря использованию современных технологий мы можем повысить качество жизни в отдалённых регионах страны, – отметил генеральный директор компании «Эмпаэро» Дмитрий Стародубцев.

Результатом испытаний представители Избирательной комиссии остались довольны. Они отметили, что стоимость такой перевозки значительно дешевле, чем у традиционных транспортных средств.

– Результат удовлетворяет. На следующие избирательные кампании мы будем запрашивать коммерческие предложения и планировать расходы на доставку бюллетеней дронами. На ближние и средние маршруты на них вполне можно рассчитывать, – подчеркнул Иван Макаров.

 

Иван Васильевич меняет профессию

Пока наши коллеги из информагентства НАО24 следили за событием в городе, журналист «НВ» отправился в Макарово, куда доставили бюллетени.

Минута предстояла поистине историческая: именно сегодня, по сути, открывались новые пути сообщения! Ждём прилёта дрона с ценным грузом для макаровских избирателей из столицы округа. Депутат Тельвисочного сельсовета от Макарово Иван Васильевич Попов площадку подготовил тщательно: выкосил траву на более-менее ровном месте поодаль от зарослей тальника, «чтобы, не приведи Боже, не зацепил винтом долгожданный (и дорогостоящий) аппарат».

А и верно, трава кругом высокая, лишь на дороге кое-как вытоптана – некому вытаптывать да выедать-то – нет уже в деревне скотины, да и ходить-ездить особо некому – маловато остаётся населения в деревне. Молодёжь поразъехалась в поисках работы, стариков-пенсионеров и тех постепенно переселяют в близлежащую Тельвиску из аварийных домов.

– Зарастает всё травой да ивами, в Тельвиске уже целые дома многоквартирные макаровцами заселены – скоро все туда переселимся, – без особой радости рассказывает Иван Васильевич. – А мне, честно говоря, совсем неохота – привык здесь, на озеро съезжу, рыбки половлю – на Печору-то не особо пускают... Щука клюёт, карась, язь, хотя нынче и не шибко – вода была малая, видать, озёра не промылись как следует – зацветают. Я же в Макарово всю жизнь, почитай, с малолетства, здесь и работал – электриком, шофёром, механизатором. Теперь вот, хотя и пенсионер давно, поменяю профессию – на смотрителя аэродрома для этого, как бишь его –
дрона. Как говоришь? Дронопорта? Ну, ёлки, язык сломаешь! А чего, беспилотники эти, дело хорошее, будем надеяться, что наладится всё!

 

В ожидании винтокрылого почтальона

Родом-то Иван Васильевич из Шапкино, в 1964 году переехал 10-летним пацаном с родителями в Макарово – тогда колхоз там был процветающий. В селе дети учились в начальной школе – четыре класса, а потом – в Тельвиске. Ездили на лошадях, напрямую – на лыжах да пешочком – километров 5 или минут 40, если не шибко баловаться по пути. Учителя, бывало, если физкультура выпадала на урок последний, отпускали пораньше – по дороге домой потренируетесь!

– После восьмилетки в училище пошёл, – рассказывает Иван Васильевич, – а срочную отслужил в Польше, в войсках правительственной связи. Да чего там – позабыл уж всё! А в деревне чего не жить – электричество есть, ФАП с фельдшером есть, магазин тоже имеется – Нижнепечорский рыбкооп завозит товары. Да нам много ли надо – одни пенсионеры, рабочего возраста мужиков – наперечёт! Чего делаем вечерами, спрашиваешь? Да дела-то найдутся – зимой, к примеру, порой так снегом занесёт – знай, откапывайся. Не-не, на танцульки уж не ходим, но ДК работает, да, и в библиотеке книг много...

Такая уж сложная логистика: и особо отдалённой деревню Макарово не назовёшь – ночами огоньки на улочках светятся как на ладошке у переселившихся в соседнюю Тельвиску, светятся-подмигивают, будто обратно зовут, – и добраться сложно, особенно летом – водные преграды на пути. Потому и возлагаются на новейшую технику надежды немалые и у специалистов, и среди сельчан.

Так времечко за разговорами-расспросами и скоротали: наконец, специалист компании «Эмпаэро» получает сообщение – дрон в направлении Макарово вылетел, ждите с минуты на минуту. А мы и ждём: специалист со своим ноутбуком, готовый принять дрон и затем отправить обратно, разгрузив и снабдив новой компьютерной программой; представители макаровской избирательной комиссии во главе с Иваном Васильевичем в ожидании своих документов, и мы, представители СМИ. Напряжённо вслушиваемся в звенящий комарами эфир и вглядываемся в голубое, слегка замутнённое облачками небо августовское...

 

В небе – этажерка из избиркома

Вот он, миг прекрасный, когда жужжание летучего посланца становится, наконец, громче надоедливой песни комаров! А вскоре и визуально проявляется в небе со стороны столицы нашей – винтокрылый почтальон, он привёз бюллетени для нашего мальчика Вани. Дрон стремительно, не целясь и не зависая, как можно было бы ожидать, – садится на подготовленную площадку, чуть разве только в стороне. Похож совсем не на самолёт – скорее, на летающую этажерку.

– Вес, который по техническим условиям может взять на борт БПЛА, – до 12 кг, почти равен весу самого аппарата, – объясняет нам специалист, легко перенося аппарат на более удобное для предстоящего взлёта место. – Но это только начало пути, будут разработаны отечественные дроны, способные перевозить гораздо больший вес – и станут настоящим подспорьем для снабжения отдалённых и труднодоступных населённых пунктов, оленеводческих стойбищ и так далее. Испытываем наши беспилотные воздушные суда, которые двигаются вертикально и горизонтально исключительно за счёт электрической тяги.

Действительно, винты на каждом из двух параллельных «плеч» могут устанавливаться и параллельно, и перпендикулярно земной поверхности, обеспечивая манёвренность. В этом мы убедились воочию, наблюдая старт аппарата в обратный путь. Но прежде «наземный пилот» беспилотного аппарата вместе с Иваном Васильевичем, открыв специальный грузовой отсек машины, достал кипу документов. Члены избирательной комиссии, получив свои бюллетени, заметно повеселели: выборы – дело ответственное.

В компьютер вносится соответствующая программа и – дрон стремительно, опять же без какого бы то ни было прогрева, без проволочки взлетает и «стремительным домкратом» исчезает в заданном направлении. Испытания – испытаниями, тест – тестом, а попутная задача доставки избирателям Макарово бюллетеней успешно решена!

Мы, кстати, успели и на отправку БПЛА в обратный путь – из Тельвиски в Нарьян-Мар – и второго дрона, испытания которого проходили параллельно. Этот аппарат не похож на первый: гораздо больше и мощнее, самолётного типа. Тоже успешно прошёл все запланированные тесты, доставив в Тельвиску 500 бюллетеней для голосования на предстоящих выборах. Наша «этажерка», как рассказали специалисты, готовившие воздушные суда к отправлению и проводившие предполётную подготовку, летела на высоте до 120 метров и преодолела 10 километров над сушей и водной поверхностью, за всем процессом операторы следили до возвращения. Дрон самолётного типа имеет ещё большие возможности в полёте.

 

Маршрутная сеть будет расширяться

Напомним, с февраля 2024 года в НАО действует экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотных авиационных систем, предусматривающий применение беспилотных воздушных судов с максимальной взлётной массой более 30 кг для выполнения авиационных работ и воздушной перевозки грузов. С введением ЭПР в отдельных регионах РФ становится проще решать вопросы транспортной доступности и логистические задачи по срочной доставке грузов в отдалённые населённые пункты, например на Дальний Восток и в арктические регионы.

– Расстояние, на которое можно доставлять грузы, увеличивается. Сейчас это уже 200 километров, расширяется и спектр погодных условий, в которых можно эксплуатировать беспилотники. Постепенно маршрутная сеть будет расширяться. Наша цель на ближайшее будущее – отправлять логистические дроны до Индиги, Колгуева с посылками, продуктами, медикаментами, – сказал руководитель департамента природных ресурсов, экологии и АПК Альберт Чабдаров.

Он также добавил, что развитие беспилотной авиации не стоит на месте. В начале августа на Международном военно-техническом форуме «Армия–2024» впервые был продемонстрирован натурный образец принципиально новой беспилотной транспортной системы внеаэродромного базирования, которая сможет доставлять грузы массой до 300 кг на расстояние до 500 км.

 

Евгений Тимофеев, Нарьян-Мар

Хабир Харисов, Макарово