Один из крупнейших населённых пунктов региона – Красное является административным центром сельского поселения «Приморско-Куйский сельсовет» Заполярного района НАО.
О заботах и достижениях поселения мы беседовали с главой сельсовета Леонтием Чупровым.
Цифры и даты
Сельское поселение образовано в 1995 году. Приморско-Куйский сельсовет является преемником Куйского сельского совета Печорского уезда Архангельской области, образованного в 1920 году.
Сегодня в его состав входят посёлок Красное (административный центр), деревни Куя, Осколково, Чёрная. Красное расположено в 40 км от города Нарьян-Мара вниз по течению Печоры, на правом берегу реки.
– СП «Приморско-Куйский сельсовет» Заполярного района НАО входит в число самых крупных сельских поселений, расположенных в границах Заполярного района. Общее количество жителей – более полутора тысяч, – рассказал Леонтий Михайлович. – Это представители разных национальностей, из которых преобладают ненцы, коми и русские. Недавно деревне Куе, которая была основана в начале XVI века, исполнилось 450 лет.
Сообщение между населёнными пунктами сельского поселения в зимний период – на снегоходах, летом – на моторных лодках.
В настоящее время на территории работают два сельскохозяйственных производственных кооператива: СПК «Харп» (что означает «Северное сияние») и СПК «Коопхоз «Ерв» («Хозяин»). Специализация хозяйств –
оленеводство. СПК «Харп» занимается животноводством – содержит молочно-товарную ферму.
– В 1930 году здесь создали колхоз – он стал одним из первых оленеводческих хозяйств в крае. В 90-е годы отделился, но численность оленей осталась прежней – порядка 20 тысяч – такова, согласно науке, оленеёмкость наших пастбищ. Половина из этого количества – в хозяйстве «Ерв», другая – в колхозе «Харп», – рассказывает глава сельсовета.
В Красном были коровы и у жителей, до 40 голов – в 90-е годы.
Теперь сельчане этим не занимаются – доходы позволяют покупать молочные продукты в магазине, тем более что содержание скота требует большого труда. Есть семья, у которой в хозяйстве куры, индюки, перепела.
Сезон у моря для оленей
В посёлке Красное имеется полноценный соцкультбыт – баня, библиотека, Дом культуры, магазины, почта. Развит в СПК мехпошив. Работы частной мастерской Лилии Мартыновны Тайбарей отмечают на выставках в Москве.
Тундровики в посёлке бывают лишь два раза в год – когда идут на летнее пастбище весной – ближе к морю, за 200 километров, спасаясь от комаров, и на зимнее – осенью. В забойную кампанию с полной нагрузкой работает забойный пункт.
– Нынче год выдался тяжёлый, затяжная весна, трава пошла в рост поздно, к морю олени шли ослабленные. Ягель – это зимняя пища для них, летом оленям нужны молодые листочки, трава, желательно солёная, выросшая у моря, с минералами. Сено, кстати, олень ест неохотно, но при необходимости съест и рыбу, и мясо, если найдёт. У хантов, например, практикующих загонное оленеводство, принято подкармливать и костной мукой, – поясняет Леонтий Михайлович.
Гордость сельчан – библиотека и школьный музей
Первая в округе модельная библиотека появилась в Красном. Здесь есть трансформирующиеся пространства, различные площадки. Патриотическому воспитанию уделяется особое внимание на уроках литературы и истории – в школе создан один из лучших школьных музеев Северо-Запада. В создании экспозиций с удовольствием участвует и глава сельсовета.
– Мы практически все конкурсы школьных музеев выигрываем, – гордится музеем и ребятами посёлка Леонтий Михайлович. – Недавно нашли настоящую немецкую бочку для топлива с надписью гитлеровских вояк – поместили в экспозицию. Наш преподаватель-энтузиаст Марина Игоревна Ледкова увлечённо занимается историей посёлка с ребятами, недавно они вернулись из Мурманска, где участвовали в обустройстве захоронений бойцов оленной армии, погибших на тех сопках жителей НАО.
О чём думы бессонные
Благоустройство населённых пунктов – главная забота главы сельсовета, его бессонница и отрада, если удаётся воплотить в жизнь замыслы.
– Благоустройством занимаюсь, кажется, всегда, – говорит собеседник. – Ещё с предыдущим главой, Виктором Александровичем Таратиным, начинал будучи председателем совета депутатов. Сейчас многое уже есть: дороги, плиты для их ремонта, в этом году построили два детских игровых городка, посадили цветы. Несколько конкурсов инициативного бюджетирования выиграли.
И не только из Красного в город ездят, но и обратный путь проторён, за хлебом например, – в селе работают две пекарни, пекут «красновский хлеб» и «хлеб из Красного». Горожанам он нравится.
Один из главных вопросов, считает глава, – отсутствие земли под застройку. По программе «30/70» в последнее время построено около 60 частных домов, свободной земли в посёлке не стало. Люди хотят строиться и жить в селе, место удобное, недалеко ездить на работу в город, многие хотели бы переселить стариков-родителей из дальних деревень поближе к городу, но территория ограничена охранной зоной газопровода, водоохранной зоной, санитарной зоной фермы… А строить многоэтажные дома в сельской местности сложно: нет возможности найти управляющую компанию.
– Надо развиваться дальше, а территории нет! – сетует Леонтий Михайлович. – Снесли два старых восьмиквартирных дома, но этого мало, плюс надо предоставлять жилплощадь по очереди оленеводам. Перенос газораспределительной станции добавил бы небольшой участок землицы, но это очень дорого…
Оглядывая ухоженные улицы посёлка, веришь однозначно: все задумки энергичного главы обязательно воплотятся в дороги, дома и эти, пресловутые (трудновыговариваемые и ещё более трудновозводимые) объекты соцкультбыта!
Ещё до встречи с главой давал себе зарок: не задавать вопрос сакраментальный о происхождении топонима посёлка (ответ-то очевиден!). Но всё же задал – важен ответ не самодельный, а сугубо авторитетное мнение местного жителя, работника и о селе заботника:
– Почему Красное? Да ясное дело – потому что красивое!